Смекни!
smekni.com

Лифинцева Т. П. Философия и теология Пауля Тиллиха (стр. 50 из 50)

[173] Предельная Забота?

[174] Сказанное, однако, нельзя переносить на поздние формы магии – например, на европейскую

средневековую магию, где исходный субстрат (естественная магия) дополнялся представлениями и

образами христианской демонологии и ангелологии.

[175] Торчинов Е.А. Религии мира. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997. С. 17.

[176] Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. С. 18.

[177] www.etnograf.ru/durkgeim_formrel.3.php.

[178] Е.А.Торчинов совершенно справедливо относил конфуцианство к секулярным культам, а не к религиям. Конфуцианство является, по его мнению, этико-политическим учение, а конфуцианские ритуалы вполне сравнимы с почестями, оказываемыми гербу и флагу. Е.А.Тогрчинов в книге «Религии мира» пишет о том, что это хорошо понимали миссионеры-иезуиты ХVII – XVIII веков, разрешавшие новообращённым китайцам отправлять конфуцианский ритуал как имеющий сугубо гражданский, а не религиозный характер, но запрещавшие предаваться даосским медитациям.

[179] Торчинов Е.А. Религии мира. СПб., 1997. С. 19.

[180] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. М., 1993.С. 100.

[181] Тиллих П. Избранное. Теология культуры. С. 238-239.

[182] Христианство. Энциклопедия в 3-х томах. М., 1995. Т. 3. С. 337.

[183] Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2. С. 253.

[184] Тиллих П. Избранное. Теология культуры. С. 260.

[185] К.Г.Юнг, несомненно, увидел бы!

[186] В данном случае нас не очень интересует, каким термином можно было бы назвать всевозможные

оккультные и паранаучные феномены.

[187] Речь идёт о теологической идее (Бог), о психологической идее (личное бессмертие, субстанциальность души), космологической идее (мир как целое; свобода как предшествующая причинности, господствующей в мире явлений).

[188] Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. – Соч. в 6 т., т.4, ч. 1. М., 1965, с 314.

[189] Например, говоря о двух природах Иисуса Христа — божественной и человеческой, о Троице, о

Святом Духе и т.д., мы не всегда отдаем себе отчет, что в эпоху патристики, когда формировалось

догматическое христианское вероучение, представления о том, что такое “природа”, “дух”, “человек”

кардинально отличались от современных представлений. Пытаясь с помощью богословских понятий

выразить открывшееся им значение явления Иисуса Христа как поворотного момента в отношениях

между Богом и миром, Отцы Церкви были вынуждены пользоваться тем материалом, который был в

их распоряжении - материалом греческой философии. И тогда уже ощущалась нехватка языковых

средств. Л.П.Карсавин, например, писал, что на Западе долго не понимали ведущихся на Востоке

тринитарных споров просто потому, что греческие понятия “сущность” и “ипостась” (в секулярном

употреблении очень близкие по смыслу) переводились на латынь одним и тем же словом

“субстанция”. Но сегодня, когда исторический опыт (в частности, опыт истории религий), философия,

психология, литература, искусство и наука полностью изменили наше представление о мире (да и сам

мир), не хватает уже и греческого языка. Не связан ли современный кризис христианства, о котором

так много говорят, также и с тем, что о проблемах современного человека очень трудно говорить

на языке греческой философии IV в. н.э.?

[190] Особенно если этот современный человек достаточно образован и читал, что в арамейском языке «дух» -

женского рода, и потому рассказ о зачатии от Святого Духа мог возникнуть только в грекоязычной среде.

[191] Многочисленные ученики и последователи Бультмана (более или менее добросовестные) создали множество трудов, стремясь восстановить «подлинную историческую реальность», на которую указывает Новый Завет, освободить её от «шелухи мифа». См, например: Mack B. Myth of innocence: Mark and Christian origins. Philadelphia, 1988; Funk R.. The Gospel of Mark: Red Letter Edition. Sonoma, California, 1991; очень ярко написанная книга – Crossan J. The Historical Jesus: The life of Mediterranian Jewish peasant. San Francisco, 1991.

[192] Барт К.. Рудольф Бультман: попытка его понять. // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М.:

РОСПЭН, 2004,с. 692.

[193] Там же. С.694.

[194] Барт К. Рудольф Бультман: попытка го понять.//Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. С.690.

[195] Бультман Р. Новый Завет и мифология. // Бультман Р. Избранное: Вера и понимание. М.: РОСПЭН,

2004. С.25.

[196] Там же. С. 24.

[197] Тиллих П. Систематическая теология. Т.1, С. 277.

[198] Тиллих П. Теология культуры. С. 165-168.

[199] См. работы О.Я.Зоткиной, С.В. Лёзова, С.С.Пименова, М.А.Сиверцева, Т.Ю.Сидориной и др.

[200] Даже поведение аборигенов, которые, как известно. «съели Кука», диктовалось их культурой с её аксиоматикой, табу и ценностной шкалой – просто их культура для нас чужда и непонятна.

[201] О символе шла речь в параграфе «демифологизация».

[202] Зоткина О.Я. «И этому испытанию никогда не приходит конец…» // Тиллих П. Систематическая теология. Т.3. М., СПб., 2000. С 384-385.

[203] См. О.Я.Зоткина. «И этому испытанию не приходит конец…» // Тиллих П.Систематическая теология.

Т.3. М., СПб., 2000. С. 386.

[204] Тиллих берёт термины «автономия» и «гетерономия» из кантианской традиции. В практической

философии Канта это два противоположных в нравственном отношении решающих качества

определения воли к хотению и поступку. Автономной является воля, которая сама даёт закон своего

действия или может мыслиться как сама для себя законодательная. Гетерономной является воля,

заимствующая норму своего воления и поведения не из своего разума, но из иного.

[205] Тиллих П. Избранное. Теология культуры. С. 230-231.

[206] См. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. С. 264.

[207] Тиллих П. Избранное. Теология культуры. С. 239.

[208] Там же.

[209] Мне долго казалось ужасающим и бессмысленным направление в кино советского «андаграунда» 80-х

под названием «некрореализм»: там смаковалось изображение разложившихся трупов – в особенности

утопленников. Всё прояснили строки Ахматовой: «Когда погребают эпоху, надгробный псалом не

звучит. // Полыни, чертополоху украсить её предстоит… // А после она выплывает, как труп на весенней

реке. // Но матери сын не узнает, и внук отвернётся в тоске».

[210] Тиллих П. Теология культуры. С. 235.

[211] Очень ярко это «повреждённая религиозность» проявилась в квазирелигиях – нацизме и большевизме.

Как мы хорошо знаем из советской хрестоматийной литературы, образы самоотверженных героев-

коммунистов очень напоминают христианских святых.

[212] Например, во время защиты дипломной работы о Тиллихе один из оппонентов бросил мне упрёк, назвав

мою работу «заигрыванием с религией» и «кокетничаньем с боженькой» (последнее – цитата из

В.И.Ленина).

[213] В постсоветскую эпоху, соответственно, Ю.А.Кимелев и Т.А.Кузьмина писали уже без оглядки на

[214] Зоткина О.Я. «И этому испытанию никогда не приходит конец…» // Тиллих П. Систематическая теология. ТТ 1-2, С. 389.

[215] Перевод, предисловие и комментарии Лифинцевой Т.П.