Характер и уровень развития общественного сознания широких слоев населения, общинного крестьянства, наемных рабочих, мелких городских собственников, средних и крупных предпринимателей, не позволяли одним из этих социальных групп выйти за рамки стихийных и локальных выступлений, другим - подняться до участия в политическом процессе.
Русский консерватизм. Крупнейшие представители консерватизма - государственные деятели, литераторы и философы - К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, в своих работах развивали традиции Погодина, Шевырева и Уварова. Основные положения консерватизма. Это направление не было единым в идейном отношении. Его представители высказывали различные мысли, но для всех был характерен ряд общих идейных установок: во главу угла ставилась русская национальная идея - представление о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства; основным идеологическим принципом оставалась триединая формула - " самодержавие, православие, народность ", основной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа; отрицалась необходимость культурной и идеологической европеизации России, т. к. считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России; подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России; сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России. В то же время некоторая часть консерваторов осознавала неизбежность перемен. Различные представители этого крыла консерватизма (П.А. Шувалов, И.И. Воронцов-Дашков, Н.П. Игнатьев и др.) в 60-80 гг. предлагали ограниченные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления, прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной с точки зрения властей. Но деятельность консерваторов не сводилась к публикации книг и статей. Некоторые представители консервативной общественной мысли оказывали влияние на царя и его окружение. Особенно значительным было воздействие Победоносцева на Александра III.
Либеральное движение. Видными деятелями либерализма в России были, в основном, представители научной и творческой интеллигенции - историки, юристы, литераторы Б.Н.Чичерин, К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, А.М. Унковский, И.И. Петрункевич, И.С. Тургенев, К.К. Арсеньев. Но определенное место в либеральном движении занимал ряд либерально настроенных высших чиновников, в том числе министры - М.Т. Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А. Абаза, пытавшихся в своей государственной деятельности осуществлять некоторые свои убеждения. Либеральная мысль не была единой, но характеризовалась при этом многими общими положениями: необходимо введение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности; следует немедленно создать представительные органы власти. Наиболее оптимальной формой государственного устройства представлялась конституционная монархия. Однако признавалось, что в России для нее еще не созрели ни социальные, ни культурные предпосылки; следует европеизировать Россию , распространять образование и научные знания; Россия должна развиваться лишь эволюционным путем с помощью реформ сверху , недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции; общество должно готовиться к деятельности в условиях гражданских и политических свобод, а также воздействовать на власть , склоняя ее к продолжению либеральных реформ, но лишь мирными средствами. Русский либерализм не был организационно оформлен и заявлял о себе не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников. Основная его особенность заключалась в специфике социальной базы Либеральное движение в России не было связано, как на Западе, с широкими слоями предпринимателей, оно опиралось на передовую часть земского дворянства и интеллигенцию. Этим объясняется, в частности, то, что до начала ХХ в. либерализм носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер. Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы " Отечественные записки ", " Русский вестник ", " Вестник Европы ", " Русская мысль ", газеты " Голос ", " Молва ", " Земство ", " Русские ведомости ". В периоды подъема общественного движения, социально-политических кризисов наиболее активная часть либералов пытались создать организации. Так, в конце 70-х гг. сформировался Земский союз. Кроме того, представители этого идейного течения использовали легальные организации - Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и др. При общности идейных установок русских либералов в их рядах не было полного единства, т.к. свободомыслие являлось основополагающим их принципом.
Народническое движение. Основоположниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, которые в 1850-х гг. выработали его основные теоретические положения. Они резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты классиков народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основными идейными принципами народничества являлись: отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развитие в России; стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанных на справедливости и коллективизме; идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму; представление о русском крестьянине как о человеке будущего, " социалисте по природе"; критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание до конца 1870-х гг. значения политической борьбы за свободы и права личности. Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы - социализм и признававших необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. Первые подпольные организации народников возникли в конце 1850- начале 1860-х гг. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э Аргиропуло и П.Г. Заичневским (1861 г.) "Земля и воля" (1861-1864 гг.) явилась первой крупной организацией народников, насчитывавшей несколько сот членов. Ее руководителями стали А.А. Слепцов, Н.А. Серно-Соловьевич, В.А. Обручев. Главной целью организации считалось создание условий для революции, которая ожидалась в 1863 г, когда должно было завершиться подписание уставных грамот. В 1864 г. в период репрессий, связанных с подавлением польского восстания, и в результате отсутствия так ожидаемых крестьянских восстаний организация самороспустилась. В 1863-1866 г. действовала революционная организация, возглавляемая Н.А. Ишутиным ("ишутинцы"). В 1866 г. член организации Д.В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II. "Народная расправа" была создана в конце 60-х гг. революционным фанатиком С.Г. Нечаевым. Нечаев отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. Ради интересов революционного дела он пошел даже на организацию уголовного преступления. "Большое общество пропаганды" ("чайковцы ") существовало в 1869-1874 гг. Его возглавляли М.А Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин. В 1874 г. чайковцы участвовали в подготовке массовой акции - " хождения в народ ", когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню, кто для агитации, а кто для пропаганды крестьян. Но, в итоге, не удалось их поднять ни на бунт, ни распропагандировать в социалистическом духе. "Черный передел" (1879-1882 гг.). Его руководители - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич целью своей деятельности считали подготовку крестьянской революции - бунта при помощи пропаганды в деревне. В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу " Освобождение труда " - первую русскую социал-демократическую организацию.
Итоги и особенности общественного движения 60-90 гг. В этот период завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое - социал-демократическое течение. Авторитарный режим самодержавной власти, отсутствие политических свобод не допустили организационного оформления общественно-политических течений как проправительственного, так и оппозиционного характера. Противостояние власти и подполья влияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.