Под воздействием вышеуказанных факторов: природно-климатического, геополитического, религиозного – в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы следующие:
1. первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;
2. государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества;
3. государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна;
4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны;
5. государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство, номенклатура и т.д.).
Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.
5. Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины в I тыс. до н.э- I тыс. н.э.
С глубокой древности юг Русской равнины был областью расселения различных народов. Первыми обитателями Северного Причерноморья, имя которых сохранила письменная история, были киммерийцы, жившие здесь в 8-7 вв. до н.э. и представлявшие собой сильный союз племен. С 7 века Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний: Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапею, Финагорию, Танаис. Эти города были значительными торговыми факториями. Торговля процветала на базе развития земледелия, ремесел, рыболовства. Политическим центром региона была Пантикапея, находившаяся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшаяся долгое время столицей Боспорского царства - единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нынешнего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы. В истории среди многих народов особое место всегда отводилось скифам. В представлении русских историков и литераторов скифы оказывались то нашими предками, то их ожесточенными противниками. Главные сведения о скифах дают археология и книги Геродота. Образовавшись в Азии этот народ к 8 веку до н.э. распространился до северных берегов Черного моря. Он представлял собой большое племенное объединение и занимал в 7-5 вв. до н.э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. Могущественная скифская держава сумела противостоять военно-политическим претензиям персов и македонян. У скифов было развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Они активно торговали с греческими колониями. Знаменитые скифские курганы донесли до нас свидетельства яркой и своеобразной культуры. Известный поэтический образ скифов как "азиатов с раскосыми и жадными очами", созданный А.Блоком, не соответствовал действительности: антропологические материалы доказывают, что никаких монголоидных черту скифов не было. Они являлись типичными европеоидами. По языку принадлежали к североиранской группе. Из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку находятся осетины - потомки, сарматов, ближайших родственников скифов. Сарматы и скифы оказались непримиримыми соперниками. Перейдя в южнорусские степи из Западной Азии во 2 веке до н. э., сарматы разбили скифов в истребительной войне и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. В течение нескольких последующих столетий остатки скифов растворились среди новых пришельцев - сарматов, аланов, готов. Одновременно с сарматами, но с другой стороны - из Прибалтики, в южнорусские степи пришло германское племя готов, вступив в соперничество с сарматами и аланами. Военно-политический перевес готов проявился только через несколько веков. В 4 веке н.э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся от Дуная до Кубани. Готской власти подчинилось разноплеменное население. Государство готов просуществовало недолго, пав под ударами гуннов. Воинственные гунны, оттеснившие готов на запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали через Забайкалье сначала в западную Сибирь, где вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси), а затем - в Причерноморье. Мощный союз гуннских племен под главенством их вождя Аттилы по второй половине 4 века ворвался в Европу, произведя опустошения среди встречных народов. Имя гуннов впоследствии долго сохранилось как синоним варварства, необузданной воинственности и жестокости. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен, оставшись на Дунае и Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями. Другая часть ушла обратно на восток, где также "потерялась" в круговороте этнических и политических перемен. В середине 6 века на Алтае и в Монголии сложился обширный и влиятельный Тюркский каганат военным путем расширивший свою территорию до Китая, Амударьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовались тюркские племенные союзы, некоторые из них - аварский, хазарский и булгарский - создали развитую государственность. Авары в 6 веке повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу - в район между Дунаем и Карпатами, где и было образовано аварское государство, просуществовавшее до начала 9 века. Движение авар через южно-русские степи сопровождалось ожесточенными столкновениями со славянами. Поработив часть славянских племен, авары ("обры" в славянском варианте) подвергали их жестокому угнетению. Воинственность авар толкала их на конфликты с Византией, с баварцами и франками. Принесшие массу беспокойства соседним народам и государствам, авары в 9 веке внезапно исчезли, поголовно вымерли от тяжелой эпидемии. Около 7 века в прикаспийской части Северного Кавказа и на Нижней Волге сложилось Хазарское государство. В течение двух веков власть хазар распространилась на Крым, Приазовье и Среднюю Волгу. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом. В Хазарии было построено несколько крупных городов: Беленджер на реке Сулак, Семендер (возле современного Дербента), Итиль на Волге (столица, население которой отличалось этнической пестротой и достигало 100 тыс. человек), Таматарха и Финагория на Тамани, Саркел и др.
6. Восточные славяне на пороге образования государства.
Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке – и в первую очередь из-за малочисленности источников. Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII – VIII в. н.э. Существует предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. Соседи называли славян венедами. Под этим именем они были известны римским писателям. Византийские писатели VI в. н.э., оставившие сведения о славянах, также не знали названий славянских племен и союзов. Им было известно старое собирательное имя славян – венеды, или венеты (применительно к восточной части венетов – анты), и новое название – склавины, славяне, словене, которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли, а в последствии, в IX – X в., стало общим, собирательным названием. Почему именно с VI в. византийцы начинают писать о славянах? С чем это было связано? Сведения византийских писателей Маврикия Стратега и Прокопия Кесарийского о славянских племенах VI в. Требуют критического отношения. Византийцы не знали основной территории славян на Днепре, Днестре, Висле, а могли наблюдать лишь тех переселенцев, которые находились вблизи Византийской империи, на левом берегу Дуная. Летописец Нестор опирался на Священное писание – Библию. Славяне, по его представлениям, были одним из тех народов, которые были рассеяны по земле после Вавилонского столпотворения. Согласно летописи, в среднем течении Днепра жили поляне и древляне. К северу от них, по течению р.Север – северяне, у оз.Ильмень и в бассейне р.Волхов – ильменские словене, между Припятью и Западной Двиной – дреговичи, на водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги обитали племена кривичей. Далее всех на восток, в бассейн р.Оки, продвинулись вятичи. По берегам р.Полоты проживали полочане, по Сожу – радимичи. Большая часть территории, занятой славянами, была покрыта дремучим лесом со множеством рек и болот. Почва на севере не отличалась плодородием, климат был суров, что не благоприятствовало возникновению крупных очагов земледелия. Создание небольших пашенных участков требовало огромного труда. Земледельцы рубили и сжигали деревья, выкорчевывали пни и распахивали пашню. Удобренную золой почву использовали до ее истощения, а затем забрасывали до тех пор, пока на ней не восстановится полностью естественный травяной покров. Славяне выращивали пшеницу и просо. На севере культивировали рожь. Хлеб был главной пищей людей, отчего зерно называли житом. Основными сельскохозяйственными орудиями были плуг (на юге), соха (на севере), серп, коса, деревянный цеп, каменные ручные жернова. Для изготовления сельскохозяйственных орудий славяне использовали железо. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Люди разводили домашний скот – лошадей, коз, овец, свиней, охотились на пушного зверя, лосей, кабанов, дикую птицу. Реки и озера изобиловали рыбой, в лесах роились пчелы. Рыболовство и бортничество занимали важное место в жизни племени. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что поселения обычно располагались по берегам рек. Что касается бортничества, то славяне не просто собирали мед диких пчел, но и ухаживали за дуплами – «бортями». Среди товаров, которые славяне вывозили в соседние страны, современники прежде всего называли пушнину и мед. Шкурки куницы и белки с древних времен служили эквивалентом обмена. Торговля с окрестными племенами и в особенности войны вели к разложению родоплеменного строя славян. Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце. Солнечными богами были также Ярило и Хорс, богом огня – Сварог, ветра и бури – Стрибог. Покровителем скота считался Велес, божеством плодородия – Семаргл. Мокошь была единственным женским божеством в этом пантеоне и, очевидно, олицетворяла собой женское начало природы и женскую часть хозяйства (стрижку овец, прядение и т.д.). Славяне воздвигали деревянные изваяния своих богов на открытых местах посреди «капищ». Каждый род чтил щура, мистического предка-основателя рода. Священными почитались рощи, озера и реки, населенные лешими, водяными и русалками.