Московский государственный лингвистический университет
Факультет экономики и права
Реферат по курсу:
«История, культура, и география Великобритании и США»
Тема:
Новая экономическая политика Р.М. Никсона
Выполнила:
Рецензент:
Москва, 2007 год
Содержание:
План
1.Введение
2.Основная часть:
экономическая ситуация в США накануне введения «новой экономической политики»
введение «новой экономической политики»
фазы «новой экономической политики»
«новая экономическая политика» в финансовой сфере
роль «новой экономической политики» в экономике США
3.Заключение
Введение:
В данной работе рассматривается «новая экономическая политика» Ричарда Милхауза Никсона, проходившая в период с 1969-1974 гг. Цель данной работы – выявить сущность «новой экономической политики» и ее значение как для экономики США, так и для мировой экономики в целом, рассмотрев ситуацию накануне введения данной политики, причины, побудившие правительство пойти на такие решительные меры, пути, фазы и последствия ее осуществления.
Данная политика не имела прецедентов в истории США и проводилась в условиях одного из тяжелейших кризисов в стране, затронувшего все сферы экономики и повлиявшего на ход экономического развития во многих других странах. Сложность заключалась еще и в том, что антикризисная политика еще не получила должного развития и даже у величайших экономистов того времени, в задачи которых входило разработать и осуществить данную политику, не было необходимой теоретической и практической базы, которой обладают современные эксперты. Все не это не позволяет оценить данное явление однозначно.
Ситуация накануне введения «новой экономической политики»
Придя к власти в 1969 году, новая администрация президента Ричарда Милхауза Никсона была встречена экономическим спадом. В начале социально-экономическая политика Никсона базировалась на идеологии неоконсерватизма. Новый президент сразу же взял курс на ослабление регулирующих функций федерального правительства. В августе 1969 года он предложил план «разделения доходов», который предусматривал значительную часть федеральных средств, выделяемых на программы социально-экономического регулирования, властям штатов и муниципалитетов, причем, в отличие от прежней практики, распределение этих средств должно было производиться без указания на цель их использования. Однако обстановка в стране вскоре заставила правительство Никсона внести существенные изменения в свой экономический курс. Это объяснялось прежде всего ухудшением экономической конъюнктуры.
Уже этот неглубокий кризис подорвал основу республиканской стратегии – догмат о необходимости серьезного ограничения государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Во второй половине 1969 года в США обозначился спад деловой активности. Основные экономические показатели продолжали ухудшаться: прирост реального ВВП впервые за одиннадцать лет оказался отрицательным, и впервые безработица составила 6%.[1] Не имевшее ранее прецедентов отсутствие снижения инфляции имело очень тяжелые последствия. Продолжался рост цен: в 1969 году на 5% и в 1970 году на 6%. Возникла стагфляция, как окрестил данную ситуацию Самуэльсон – высокие темпы инфляции при высоком уровне безработицы и нулевом росте экономики. Наблюдался динамично развивающийся рост диспропорций в капиталистическом хозяйстве. Все эти факторы резко сузили возможности применения традиционных методов регулирования и толкали республиканцев на поиски выхода из создавшегося положения. Первоначально в экономической политике Никсона явления кризиса и роста безработицы просто игнорировались. Отдавая приоритет борьбе с инфляцией, правительство стремилось прежде всего снизить хозяйственную активность и «охладить» перегретую экономику.[2] В своих выступлениях перед бизнесменами Никсон призывал их «затянуть пояса потуже и подготовить себя к неприятной экономической паузе». Сам факт ослабления экономической активности республиканцы пытались представить как желательный противовес инфляции, а рост безработицы – как якобы неизбежные издержки сдерживания дороговизны. С приходом Никсона к власти было немало сказано о необходимости введения строгого контроля над государственными расходами и ликвидации бюджетного дефицита, но на деле события развивались в противоположном направлении. В результате кризиса и снижения промышленного производства вместо намечавшегося превышения доходов над расходами уже в 1971 году в бюджете образовался дефицит в 23 млрд. долларов. Бюджетный дефицит постоянно увеличивался.
Кризис 1970-1971 гг. резко ударил по авторитету кейнсианства как основы экономической политики, фондовые биржи не переживали подобного сбоя системы с 1929 года.[3] Кейнсианская «ортодоксия» была атакована с двух флангов.
«Справа» вновь укрепились сторонники неоконсерватизма и свободной экономики. Их обвинение звучало в том, что «новая экономика» не только не работала, но стала причиной нынешних проблем. С «левого фланга» выступали радикалы от марксизма, пацифисты и вообще недовольные существующей системой распределения доходов в обществе, считая, что кейнсианство – это попытка сглаживать коренные пороки капитализма.
В итоге критика как правых, так и левых заключалась в том, что капиталистическая экономика с высоким уровнем государственного вмешательства привела к такому положению. Советники президента настаивали на необходимости радикальных мер. Опыт подсказывал Никсону, что пренебрежение экономическими проблемами чревато серьезными опасностями. Президент обещал ликвидировать безработицу устранить бюджетный дефицит и провести «полную реформу федерального правительства».[4] Однако в конгрессе и в печати его обещания были встречены сдержанно, а последовавшее вскоре дальнейшее ухудшение экономической конъюнктуры заставило вообще забыть о них.
Наряду с увеличением числа безработных, усилением инфляции и спадом производства деловая конъюнктура США ухудшалась из-за падения стоимости доллара. По условиям соглашения 1944 г. В Бреттон-Вудсе была создана единая валютная система, в которой деньги западных стран привязывались к доллару, его золотое содержание определялось в 35 долларов за одну унцию золота. Созданная за год до окончания второй мировой войны эта система спустя два с лишним десятилетия дала серьезную трещину с двух сторон. С одной стороны, быстрое экономическое развитие западноевропейских стран и Японии привело к усилению их позиций на мировом рынке, укрепив финансовый потенциал и повысив практическую цену их денег. С другой – внутренние экономические неурядицы в США вели к эрозии доллара как денежного ориентира. Положение американского доллара стало слабеть, а золотые запасы США, служившие его обеспечением, начали таять. Если в 1945 г. Количество золота, хранившегося в Форте Нокс, исчислялось в 25 млрд.долларов, то к середине 1971 г. Этот запас сократился до 10,5 млрд. 8 мая 1971 г. во внешней торговле США впервые с 1893 года проявился дефицит, и этот удручающий симптом еще более подрывал престиж американской экономики. Положение доллара так сильно покачнулось, что сотни миллионов банкнот, хранившихся в иностранных банках, начали обменивать на другую, более надежную валюту. Паника разрасталась. Британский посол в Вашингтоне высказал опасение, что количество долларов, которые будут предъявлены к оплате в ближайшую неделю, может составить 3 млрд.[5]
В пятницу 13 августа биржа закрывалась на уик-энд в условиях, напоминавших приближение краха. В этот день в загородной резиденции Никсона Кэмп-Дэвиде было созвано срочное секретное совещание, участники которого должны были разработать программу экстренных мер.
Это означало конец финансовой системы, установленной в Бреттон-Вудсе, и открывало двери для дальнейшего падения стоимости доллара и усиления инфляции в США.
Нарастание трудностей в капиталистическом хозяйстве США, ухудшение положения многих социльных групп общества, депрессивно-кризисное состояние экономики и падение престижа правительства заставили республиканское руководство пойти на активизацию экономической политики.
Введение «новой экономической политики»
Воскресным вечером 15 августа 1971 года миллионы американцев слушали телеобращение президента Ричарда Никсона, в котором тот изложил суть своей «Новой экономической политики». Решение о чрезвычайных мерах по оздоровлению экономики было принято двум днями раньше на секретном совещании в Белом доме без согласования с Конгрессом и консультаций с торговыми или финансовыми партнерами США.[6] Дальнейшие действия республиканской администрации не имели аналогов в послевоенной истории Америки.