Крупнейший вклад в русскую и мировую культуру внес выдающийся драматург А.Н.Островский (1823-1806 гг.). Его персонажи-хищники, властители «темного царства» и, с другой стороны, их жертвы - «маленькие» люди с горячими сердцами и чистыми помыслами. Протест подневольного человека с наибольшей художественной силой воплощен в образе Катерины («Гроза», 1859 г.), названной Н.А.Добролюбовым «лучом света в царстве». Наиболее значительными пьесами А.Н. Островского стали «Доходное место» (1856г.), «Горячее сердце» (1868 г.), «Лес» (1870 г.), «Волки и овцы» (1875 г.), «Бесприданница» (1878 г.), пьеса-сказка «Снегурочка» (1873 г.), несколько исторических драм. Его пьесы сочетают бытовую с детальной разработкой характеров. Драматургия А.Н. Островского имела решающее значение в становлении русского реалистического театра.
Признанным авторитетом пользовался в 30-50 гг. романтический театр П.С.Мочалова, созданная им школа сценического реализма, основанная на драматургических произведениях А.С.Грибоедова, А.Н.Островского, А.В.Сухово-Кобылина.
Реализм А.С.Грибоедова (1795-1829 гг.) более всего проявился в поэме «Горе от ума» (1822-1824 гг.). Эта комедия в стихах впервые поставлена в Москве в 1831 г., издана в 1833 г. Она сыграла выдающуюся роль в становлении русского реалистического театра. Многие образы комедии стали нарицательными, отдельные стихи - поговорками.
В театральном искусстве выдающаяся роль принадлежала театрам - Александрийскому в Петербурге и Малому в Москве. Создавались театры в провинции, особенно в губернских городах. Монополия императорских театров ограничивала новаторские тенденции в театральном искусстве, творчество драматургов и актеров.
На сцене сменяли друг друга идеи просветительского сентиментализма Я.Е.Шушерина А.Д.Каратыгиной, романтизма А.С.Яковлева, реалистических тенденций А.А.Шаховского и А.И.Писарева. Я.Е.Щушерин (1753-1813 гг.) работал актером с 1772 г. в московском Петровском и Петербургском театрах. Прославился в так называемых мещанских драмах и «слезных комедиях». В.А.Каратыгин (1802-1853 гг.) с 1820 г. был ведущим трагиком петербургского театра (с 1832 г. Александрийский театр). Он был представителем русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена В.А.Каратыгина. Его брат, П.А.Каратыгин (1805-1879 гг.) был драматургом-водевилистом, актером.
Формированию русской национальной комедии способствовали пьесы драматурга и театрального деятеля А.А.Шаховского (1777-1846 гг.).
Актер А.С.Яковлев (1773-1817 гг.) работал с 1794 г. в Петербургском театре. Он прославился в трагедиях В.А.Озерова. Ж.Расина. Я.Б.Княжнина. В этом театре прославился комедийный и водевильный актер И.И.Сосницкий (1794-1871 гг.). Он был первым исполнителем роли Городничего в «Ревизоре» Н.В.Гоголя. Один из основоположников русской школы сценического реализма А.Е.Мартынов (1816-1860гг.) в Александрийском театре выступал в водевилях, пьесах А.Н.Островского (Тихон - «Гроза»), И.С.Тургенева.
Основоположник реализма в русском сценическом искусстве, реформатор русского театра М.С.Щепкин (1788-1863 г.г.) до 1822 г. был крепостным. С 1805 г. он выступал на провинциальной, а с 1823 г. и на московской сцене, с 1824 г. - в Малом театре. Его друзьями были А.И.Герцен, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, Т.Г.Шевченко. Он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, овладения актером искусством перевоплощения. М.С.Щепкин прославился в ролях Фамусова («Горе от ума» А.С.Грибоедова), Городничего («Ревизор» Н.В.Гоголя), Кузовкина («Нахлебник» И.С.Тургенева). На принципах М.С.Щепкина воспитывались многие поколения мастеров русской сцены. Сценические и этические его принципы послужили основой системы К.С.Станиславского.
Преследования царского режима, цензуры за демократические идеи привели к тому, что театральные труппы на сцене представляли в основном водевили. В водевилях прославилась В.Н. Асенкова (1817-1841 гг.), работавшая с 1835 г, в Александрийском театре. Она была первой исполнительницей ролей Марии Антоновны («Ревизор» Н. В. Гоголя) и Софьи («Горе от ума» А.С. Грибоедова).
Россия стала второй родиной для первоклассных европейских артистов балерин М.Тальони, Ф.Эльслер, оперной певицы М.П. Виардо. Итальянская артистка балета М.Тальони (1804-1884 гг.) выступала в 1837-1842 гг. в Петербурге. Она ввела танец на пуантах, легкий воздушный костюм. Австрийская артистка балета Ф.Эльслер (1810-1884 гг.) в 1848-1851 гг. выступала в России. Она была ведущей представительницей романтического балета.
В России выступала французская певица (меццо-сопрано), композитор М.П.Виардо-Гарсиа (1821-1910 гг.). Она была дочерью испанского певца М.Гарсиа. Славилась М.П.Виардо-Гарсиа в партиях Фидес («Пророк» Д.Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» К.В.Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Д.Россини). Она была автором романсов, комических опер на либретто ее близкого друга И.С.Тургенева.
Композиторы, писатели, художники собирались на музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского, в литературном салоне З.А.Волконской. С 1838 г. в Павловске проводились летние концертные сезоны. Этому способствовала железная дорога Петербург - Павловск, построенная в это время. В концертах неоднократно выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый «король вальсов» И.Штраус.
В первой половине XIX в. музыка испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы часто обращались к героико-патриотическим сюжетам. В 1815 г. К.А.Кавос (1775-1840 гг.) написал оперу «Иван Сусанин». Этот итальянский композитор, живший с 1799 г. в Петербурге, также написал оперу «Илья Богатырь» (1806 г.), оперу-водевиль «Казак -стихотворец» (1812 г.), балеты.
Не только в культуру народов России, но и в мировую культуру вошли произведения композиторов М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского. Родоначальник русской классической музыки М.И.Глинка (1804-1857 гг.) операми «Иван Сусанин» (1836г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положил начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфоническими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде») он заложил основы русского симфонизма. Он «создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс», писал о нем В.В.Стасов. Для него высшими принципами искусства были высокая идейность и народность. М.И.Глинка говорил композитору и музыкальному критику А.Н.Серову: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
Большим событием в музыкальной жизни России была постановка оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.). Прогрессивная интеллигенция России восторженно приветствовала эту оперу. Поклонниками оперы были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, В.Ф.Одоевский, А.С.Хомяков.
Основы русской классической музыкальной школы вслед за М.И.Глинкой заложил А.С.Даргомыжский (1813-1869 гг.). Он был представителем критического реализма в музыке, воплотил тему социального неравенства в опере «Русалка» (1855 г.), новый жанр народно-музыкальной драмы, написал сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник», драматическую песню «Старый капрал». Основным средством создания индивидуального образа служило для него воспроизведение интонаций живой человеческой речи. Творческие принципы А.С.Даргомыжским претворены в новаторской опере «Каменный гость» (завершена Ц.А.Кюи и Н.А.Римским-Корсаковым, 1872 г.). Им написаны опера «Эсмеральда» (1841 г.), опера-балет «Торжество Вакха» (1848 г.), «Баба-яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия» для оркестра, романсы.
В русском искусстве начала XIX в. есть явление, которое можно сопоставить с лирикой пушкинского времени, - это русский романс. Его развитие в творчестве А.А.Алябьева и особенно блестящий расцвет у М.И.Глинки пришелся на более поздние годы. В прекрасных романсах на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и Е.А.Баратынского «Уверенья» М.И. Глинка дал глубокое музыкальное выражение правды чувств, которая находилась в интонационном рисунке стихов наших поэтов. Творчество М.И.Глинки способствовало развитию русской музыкальной культуры и формированию различных национальных школ.
Вокальное творчество А.А.Алябьева (1787-1851 гг.) было выдержано в традициях русского фольклора. Им написаны такие романсы на тексты социального значения, как «Нищая», «Соловей». А.А.Алябьев одним из первых воплотил в музыке лирику А.С.Пушкина. Он написал оперы, балеты, камерно-инструментальную и театральную музыку.
Песенная лирика сложилась на основе народных мелодий. Лирические песни А.Е.Варламова и А.Л.Гурилева волновали сердца всех, кто мог их слушать в театрах и на импровизированных сценах.
Мастер романса А.Е.Варламов (1801-1848 гг.) приблизил его к народным истокам. Он написал около 200 романсов и песен, в том числе «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди». А.Л.Гурилев (1803-1858 гг.) создал незабываемые романсы и песни «Матушка-голубушка», «Разлука» («На заре туманной юности»), «Колокольчик», фортепьянные пьесы. Одним из создателей русского романса («Российские песни»), героико-патриотических полонезов («Гром победы, раздавайся») был О.А.Козловский (1757-1831 гг.).
Представитель романтизма А.Н.Верстовский (1799-1862 гг.), 35 лет работавший в московских театрах, стал одним из основоположников русской оперы-водевиля. Им написаны оперы, в том числе «Аскольдова могила» (1835 г.), романсы, баллада «Черная шаль». В 1835 г. состоялась постановка наиболее известной оперы А.Н.Верстовского «Аскольдова могила», созданной на либретто М.Н.Загоскина.