Смекни!
smekni.com

«Культура России в первой половине XIX века» (стр. 5 из 6)

Глава 3. Архитектура и живопись.

На благо отечества создавали шедевры живописцы К.П.Брюллов и А.А.Иванов. Творчество К.П.Брюллова (1799-1852 гг.) внесло в живопись русского классицизма новизну ро­мантизма, жизненности. Его произведения отмечены утвержде­нием чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832 г.), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-1833 гг.), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М.Ланчи, 1851 г., автопортрет, 1848 г.). Он был блестящим мастером парадного портрета («Всадница», 1832 г.). Ученики и последователи К.П.Брюллова усвоили внешние черты его романтических исканий, передав­ших его живописную манеру, сюжеты и типы.

Живописец А.А.Иванов (1806-1858 гг.) воплотил ро­мантические религиозно-нравственные утопии идейного возро­ждения человечества в монументальном полотне «Явление Хри­ста народу» (1837-1857гг.) Поздние произведения А.А.Иванова «Библейские эскизы», сохраняя связь с традициями классицистского монументализма, заложили черты реалистического мето­да.

Реалистические идеи и романтизм возобладали в твор­честве живописцев А.Г.Венецианова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина. А.Г.Венецианов (1780-1847 гг.) в Москве слу­жил чиновником, а когда исполнилось ему 24 года, переехал в Петроград. В 1808г. начал выпускать «Журнал карикатур», ко­торый вскоре был запрещен. Полнее выявил себя молодой ху­дожник в области портрета.

Лучшее достижение молодого А.Г.Венецианова - это «Автопортрет» (1811 г.). Более всего он проявил себя в портре­тах интимных. Среди них выделяется «Портрет В.С.Путятиной», в котором передал прелесть молодости, чистоту чувств мило­видной девушки. В картинах «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» он изобразил повседневную жизнь крестьян, показал их человеческое достоинство и красоту труда. Для сво­их учеников он открыл училище в имении Сафонково в Твер­ской губернии, купленном им на оставшиеся от отца скромные средства. Он вышел в отставку, покинул Петербург и на всю жизнь поселился в Сафонкове. Он вложил много сил и любви в картину «Гумно», в которой ясно выступает строгий трудовой порядок и безукоризненная чистота. В центре картины простая и невзрачная по внешнему облику женщина, в которой неотразимо привлекает ее здоровье, физическая и нравственная сила. В картине «Спящий пастушок» А.Г.Венецианов первым оценил неповторимую прелесть среднерусской природы, прочно утвердил в русском искусстве поэзию крестьянской жизни.

Истинным создателем русского портрета начала XIX в. был О.А.Кипренский. Его связь с передовой общественной мыслью заключалась в том, что он писал портреты передовых общественных деятелей, мыслителей и писателей, отразил новые понятия о достоинстве человека, представление о правах и обязанностях личности, которое воодушевляло дворянских революционеров.

О.А.Кипренский создал галерею портретов современников Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов. Он написал портреты лучших писателей пушкинской поры, начинаная с А.С.Пушкина. Здесь и В. Жуковский, и К. Батюшков, и Н.Гнедич, и И.Козлов, и И.Крылов. Создал портреты участников Отечественной войны 1812 г. - Д.Давыдова, Е.Чаллица, А.Оленина, братьев М. и А.Ланских. Среди посетителей оленинского салона и членов литературного кружка «Арзамас» были писатели и их такие друзья, как Е.Баратынский, М.Муравьев, участники Отечественной войны 1812 г.

Портрет Е.П.Ростопчиной принадлежит к числу обаятельных женских портретов О.А.Кипренского. Во взгляде Д.Н.Хвостовой на портрете так много подкупающей душевной красоты, что объясняет повышенную чуткость художника к жизни много изведавшей и испытавшей женщины. Особое место в творчестве О.Л.Кипренского занимает карандашный портрет кн. С.С.Щербатовой. Он нарисовал ее с проникновенным взглядом обращенных к зрителю больших черных глаз. Таким взглядом смотрит человек, привыкший открыто высказывать свое сокровенное, который ждет от людей сочувственного понимания.

О.А.Кипренскому пришлось дважды писать вельмож павловских времен адмирала Т.Г.Кушелева, великих князей Михаила и Николая Павловичей, С.С.Уварова, ставшего при правлении Николая I мракобесом с идеей «самодержавие, православие и народность». Зависимое положение художника, покровительство президента Академии А.Н.Оленина и царских властей сбивало его с пути.

Родоначальник критического реализма в русском изо­бразительном искусстве П.А.Федотов (1815-1852 гг.) ввел в бы­товой жанр драматическую сюжетную коллизию («Свежий ка­валер», 1846 г.). Изобличение социально-нравственных пороков крепостнической России он сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848 г.). Драматизм метафоричность, свойственная художественной манере П.А.Федотова, особенно проявилась в его последней картине «Анкор, еще анкор!» (1851-1852 гг.).

Стиль позднего классицизма господствовал и в архитек­туре. Возникший в 1764 г. Петербургский Эрмитаж как частное собрание живописи Екатерины II, в 1852 г. превращен в обще доступный художественный и культурно-исторический музей Эрмитаж в Петербурге - выдающийся архитектурный ансамбль, строившийся почти сто лет: Зимний дворец (1754-1762 гг., архитектор В.В.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767 гг., архи­тектор Ж.Б.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787гг., архитектор Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852 гг., ар­хитектор Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787 гг., ар­хитектор Д.Кваренги).

В петербургском классицизме начала XIX в. проявили себя архитекторы Ж.Т. де Томон, А.Н.Воронихин (1759-1814гг.), А.Д.Захаров (1761-1811гг.), К.И.Росси (1775-1849 п.), В.П.Стасов (1769-1848 гг.). Все они трудились над созданием общественных зданий столицы Российского государства. Они стремились сделать красивой северную столицу и представляли себе ее, как выражение в камне государственной мощи и народной славы.

По проекту французского архитектора Ж.Тома де То­йона построен Одесский театр (1803 г.). Наиболее значительным произведением этого архитектора в России была Петербургская Биржа (1805-1810 гг.). Ее доминирующее значение на Стрелке Васильевского острова выделено двумя энергичными вертикалями, могучими ростральными колоннами.

В архитектуре в первой половине XIX в. восторжество­вал классицизм, особенно в творчестве А.Д.Захарова, по проекту которого построено в Петербурге Адмиралтейство, Л.Н.Воронихина, проекты которого воплощены в строительстве Казанского собора и Горного института, Ж.Тома де Томона - в возведении Биржи; в Москве - комплексы построек О.И.Бове (1784-1834 гг.), Д.И.Жилярди (1785-1845 гг.). При участии Э.И.Бове (1784-1834 гг.) реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-1824 гг.), Александровский сад, Триумфальные ворота (1827-1834 гг.), 1-я городская больница (1828-1832 гг.). После пожара 1812 г. в Москве архитектор Д.И.Жилярди восстановил здания университета (1817-1819 гг.), перестроил Екатерининский ин­ститут (потом Центральный Дом Советской Армии), Опекун­ский совет (здание Академии медицинских наук, 1823-1826 гг.), усадьбу Кузьминки (1820-е годы); дома-усадьбы Луниных (1818-1823 гг.), Усачевых - Найденовых (1829-1831 гг.). Типичным памятником московского классицизма стала церковь Большого Вознесения на Никитской улице.

По проектам архитектора К.А.Тона (1794-1881 гг.) по­строены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Храм Христа Спасителя в Москве, вокзалы Николаевской же­лезной дороги в Москве и Петербурге. На Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна, стро­ился Исаакиевский собор, заново отстроен Зимний дворец после пожара в 1837 г.

Старое здание Адмиралтейства, возведенное по проекту И.К.Коробова, было тесно связано с городом и Невой. А.Д.Захарову предстояло воссоздать здание протяжением в 400 метров. Здание выходит тремя сторонами на три площади, к нему устремлены три улицы, в том числе Невский проспект. А.Д.Захаров включил в свою постройку высокий шпиль старого Адмиралтейства, построенного в 1727-1738 гг. архитектором И.К.Коробовым. Адмиралтейство (1806-1823 гг.) украшено скульптурой. Основные контуры шпиля видны с Невского проспекта, а боковые павильоны - и с противоположного берега Невы. А.С.Пушкин воспел «адмиралтейскую иглу» в «Медном всаднике» как эмблему Санкт-Петербурга.

Казанский собор, построенный в 1801-1811 гг. по про­екту А.Н.Воронихина, тесно связан с Невским проспектом. Ко­лоннаде архитектор дал форму полуокружности, которая есте­ственно переходит в широкую площадь и сливается с проспек­том. Казанский собор имеет простоту и ясность пропорций, со­размерность форм.

Итальянец К.И.Росси прибыл в Петербург в то время, когда главное в его центре уже было застроено. Он исходил из того, что одна сторона Дворцовой площади была уже занята великолепным массивом Зимнего дворца В.В.Растрелли. К.И.Росси замкнул ее мощным полукругом двух корпусов Главного штаба, который своей высотностью не уступает Зим­нему дворцу, и объединил их огромной аркой (1819-1829 гг.), перекинутой через улицу между ними.

Классический стиль в архитектуре Петербурга, склады­вавшийся в XVIII в. и первой половине XIX в., постепенно обосновывался не только в градостроительстве Москвы, но и других губернских городов. В классицизме русской провинции было много свободы, выдумки и творчества. Колокольня мона­стыря в Торжке (1785-1796 гг.), построенная крепостным масте­ром Ананьиным, видимо, по проекту Н.А.Львова, имеет в осно­ве композиции ордер, традиционный шатровый храм. По проек­ту Н.А.Львова построен в Петербурге почтамт (1782-1789 гг.). Поражает эпической формой и цельностью форм Гостиный двор в Костроме с его могучими арками, построенный зодчим Н.Метлиным.

Наибольшую красоту зданиям придавала монументаль­но-декоративная скульптура, создававшаяся И.П.Мартосом, C.C.Пименовым, Ф.Ф.Щедриным.

Скульптор И.П.Мартос (1754-1835 гг.) патриотическую тему наиболее ярко воплотил в памятнике К.Минину и Д.Пожарскому, установленному на Красной площади в Москве (1804-1818 гг.). В 1799-1801 гг. в Петербурге сооружен памятник А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский (1753-1802 гг.).