Смекни!
smekni.com

«Культура России в первой половине XIX века» (стр. 1 из 6)

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине: «Отечественная история».

На тему: «Культура России в первой половине XIX века».

Содержание.

Введение……………………………….…………………………….3

Глава 1. Общественная мысль. Просвещение. Наука………...4

Глава 2. Литература. Театр. Музыка……………………………9

Глава 3. Архитектура. Скульптура……………………………..18

Заключение…………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………..24

Введение.

История культуры изучает результаты деятельности человека в сфере материальной и духовной культуры именно в том виде, в каком они сложились и сохранились до нашего времени. Любое произведение культуры возникает в результате человеческо­го мышления и творческой деятельности человека. Творческие силы народа воплотились с наибольшей силой в памятниках материальной культуры. Развитие культуры всегда находилось в зависимости от уровня развития производственных отношений и производитель­ных сил в стране. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «...Мысли господ­ствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распо­ряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств, для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу». Например: в условиях феодального строя и буржуазного режима гос­подствовали феодальная и буржуазная идеологии и т.д..

Неотъ­емлемой частью интеллекта человека, нации, общества и ис­точником их творческой жизнедеятельности были и остаются историческое сознание и историческая память. Изучение истории куль­туры своего народа, государства - одна из лучших традиций общечеловеческой и нашей отечественной культуры. Она имеет большое нравственное значение для специалистов любой отрасли. Интерес молодежи к истории культуры народов нашей Родины развивается с помощью историков, философов, социологов, культурологов и через самостоятельные способы самосовершенствования.

Изучение истории культуры России затруднено многими обстоятельствами. Литература, изданная для учителей десятки лет назад, превратилась и библиографическую редкость, учебники спе­циально для студентов и учащихся общеобразовательных школ в 90-е годы не издавались, курсы лекций и учебные пособия для педагогиче­ских вузов издаются и сейчас крайне редко и малыми тиражами. Большинство выпускников средних школ по проблемам истории культуры не получили необходимой подготовки, а государственные органы, ведающие делами культуры, не выделяют достаточно средства на издание исто­рической, краеведческой, культурологической литературы. Специальная литература по видам искусства издавалась и издается малыми тиражами и очень редко.

Имеются трудности и при изучении различных аспектов и отраслей культуры. Так изучение музыки требует элементарного понимания жанров, например, музыкальных образов, созданных творчеством композиторов и исполнителей. Изучение живописи возможно не только при простом зрительском восприятии, но и при проникновении в образный мир художника, его мироощущение, умение художественными средствами определить идею, которую он вкладывает в свое произведение. Восприятие прекрасного требует: «Если ты хочешь насладиться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком».

Историю культуры своего народа особенно важно знать сейчас, когда разрушаются нравственные основы общества. Гармоничное развитие личности было возможно только в усло­виях социалистического общества. Только при социализме человек труда, молодежь могли получать высочайший уровень общеоб­разовательной, профессиональной и культурной подготовки.

Глава 1. Общественная мысль. Просвещение. Наука.

В первой половине XIX в. народные волнения не приняли массового размаха, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существовавшего в России социально-политического строя. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители высшей администрации (даже императоры Александр I и Николай I) ощущали необходимость перемен. Сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации ее экономики, порождал неизбежность социальных потрясений. Рабское состояние основной массы населения было унизительным для страны.

Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 гг. стали мощным катализато­ром, ускорившим политическую дифференциацию дворянства. Большим проявлением ее стало возникновение декабризма, на знамени которого были лозунги конституции и освобождения крестьян. Движению декабристов предшествовали тайные общества, товарищества и кружки единомышленников. Эти организации фактически не предпринимали активных действий, но имели большое значение, так как в них формировались идеи и взгляды будущих руководителей движения. Они осознали, что феодально-крепостнические отношения сдерживали развитие промышленности, сельского хозяйства, просвещения, науки, обрекали Россию на экономическую и культурную отсталость. Отечественная война 1812 г. определила их освободительные идеи, стала ис­ходным моментом движения декабристов. Революционные взгляды декабристов формировались в передовых учебных заведениях, в результате знакомства с передовыми мыслями рус­ских и французских просветителей. На их мировоззрение оказа­ли влияние революционные события в Европе в конце XVIII в.

Наиболее общие черты декабристского образа мыслей: представление о народном суверенитете, освобождение личности, гражданских свободах. После роспуска «Союза благоденствия» на Украине и в Петербурге были образованы Южное и Северное общества. Основными обсуждавшимися проектами обществ стали «Конституция» Н.М.Муравьева (Северное общество) и «Русская правда» П.И.Пестеля (Южное общество).

Н.М.Муравьев выступал за конституционную монархию – политическую систему, в которой исполнительная власть принадлежала императору, а законодательная власть – парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалась довольно высоким имущественным цензом, таким образом из политической жизни страны исключалась значительная часть малоимущего населения.

П.И.Пестель безоговорочно высказывался за республиканский государственный строй, где законодательной властью обладал однопалатный парламент, а исполнительной «Державная дума» в составе пяти человек, где ежегодно один из них становился президентом республики. П.И.Пестель провозгласил принцип всеобщего избирательного права.

В решении аграрно-крестьянского вопроса оба общества единодушно признавали необходимость полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта идея красной нитью проходила через все программные документы декабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими по разному.

Для осуществления программных задач декабристы в конце 1825 г. выступили против царского самодержавия и кре­постничества. Рожденные объективными факторами и противо­речиями российской действительности тайные общества декабристов закономерно стремились совершить революцию воен­ными средствами.

Царизм со всеми его «прелестями» дворцовой жизни жестоко рас­правился с декабристами. Усилилась реакция самодержавия против передовой общественной мысли. Репрессиями, жестокостью против народа, против любых проявлений революционного движения проявил больше всего царизм как общественно-политический строй.

В условиях жестоких репрессий царской реакции против революционной идеологии и деятельности легальную работу могли вести только либералы, не представлявшие никакой опасности для царизма. Формирование либерализма произошло в 30-е годы XIX в. Славянофильство и западничество зароди­лись на основе идеализации: первые - допетровской Руси, вто­рые - Западной Европы. На этой основе возникло противопос­тавление Востока и Запада. Представители этих течений считали необходимым изменить социально-политический строй в стране, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

Выдающаяся роль в истории российского государства принадлежала революционным демократам, идеология которых зародилась и начала формироваться в 30-40-х годах XIX в. Ос­нователями революционно-демократической идеологии стали В.Г.Белинский и А.И.Герцен.

А.И.Герцен и Н.П.Огарев в начале 50-х годов в Лондо­не создали «Вольную русскую типографию». Издавали для России газету «Колокол» и 8 книг сборника «Полярная звезда». Близкое знакомство с европейскими порядками убедило А.И.Герцена в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу, и он занялся поиском принципиально нового, справедливого общественного устройства и создал теорию общинного социализма, при котором не будет частной собственности и эксплуатации.

В.Г.Белинский и А.И.Герцен резко критиковали защит­ников теории «официальной народности». В.Г.Белинский за 13 лет активной работы литературного критика нравственно и эстетически переориентировал значительную часть читающей публики, дал оценки общественным явлениям. Он вдохновил революционную традицию, выступал за гражданское раскрепо­щение. Он творил для России, задавленной убожеством нищеты, невежества, пьянства.