Район в условиях военного времени, да и после войны, обеспечивал страну продовольствием, выполняя все планы, отдавая последнее, а страна не могла дать району в полном объеме горючего, запасных частей. Техника была изношена до предела, новой не поступало. Острую нужду в запасных частях испытывали машинно-тракторные станции и льнозаводы. Приходилось рассчитывать только на внутренние резервы и мастерство специалистов. Район сам себя обеспечивал многими товарами, которые производили в районе. Только за половину 1947 года райпромкомбинат изготовил 200 саней, 90 телег, более 800 штук колес, 500 дуг, 3974 пары валенок, было продано колхозам более 5 тонн дегтя. Выпущено всего товара на 700 тысяч рублей. Торговые организации заготавливали десятки тонн грибов, квашеной капусты, клюквы. Шкуры животных обязывали сдавать в заготовительные организации. Запрещалось на личных подворьях и в колхозах резать на мясо телочек. К нарушителям применяли уголовное наказание. Таких случаев по нашему району было несколько.
Страна требовала не только продукцию, но и рабочие кадры. В 1945 году по разнарядке в ФЗО и ремесленные училища было отправлено 70 ребят, часть из них убежала домой. Было заведено 16 уголовных дел, хотя ребятам не было и 16 лет, почти все они были осуждены. Набор в 1946-1947 годах был организован более грамотно. В Кесовогорском Доме культуры 15,16,17 июля прошли дни призыва под лозунгом « Учиться быть рабочим». В район прибыли представители училищ, заводов гг. Калинина и Кимр. Они рассказали о своих училищах, предприятиях, какие можно получить специальности ребятам, в какую форму они будут одеты, где будут жить, как питаться. Желающих набралось более 80 человек. Это мероприятие можно назвать одним из первых по профориентации в районе.
Контролю со стороны райкома и исполкома подвергались все организации, в том числе суд и прокуратура, милиция и МГБ. Один характерный пример: на бюро был заслушан отчет народного судьи Деминой, которая не выполнила распоряжения райкома. Дело в том, что в суд обратился кузнец Калинин из колхоза «Верный путь» Васильковского сельсовета: колхоз обещал ему выплатить за работу по 2 кг. хлеба за один трудодень, а выплатил только по 1 кг. Судья Демина своим решением обязала колхоз выдать зерно в полном объеме согласно письменному договору. Райком приказал изменить решение в пользу колхоза, но судья оставила решение в силе. Через короткое время в район прислали нового судью, т. Кулигину.
Возвращение района к мирной жизни происходило медленно и трудно, но районные власти поставили задачу развития района во всех сферах за короткие сроки. Почти каждый месяц вопросы рассматривались на многих заседаниях исполкома и бюро райкома. Особой критике подвергли медицинское обслуживание. «Медицинское обслуживание в районе находится на низком уровне. Кесовогорская районная больница, медпункты находятся в антисанитарном состоянии. Прием больных в амбулаториях ведут фельдшера, а не врачи, таковых в Кесовогорской больнице 42%, Юркинской - 48%, Высоко-Борисовской - 60 %. В Павловской амбулатории нет врача с 1945 года. С народом врачи не работают. Есть случаи инфекционных и венерических заболеваний». На заведующую здравотделом Попову было наложено взыскание.
По результатам анализа работы прокурора Брусницина и начальника районного отдела МВД Андреева было сказано: «В целом прокуратура и милиция работают неплохо, за 1944 год зарегистрировано 193 ареста, 1945 г.- 159, 1946г. – 149. Налицо снижение преступности. Повысилась раскрываемость, если в 1944 году она составила 68 процентов, в 1945 – 73%, 1946 году - 82 процента. Повысилась раскрываемость за счет пополнения районного отдела офицерами – фронтовиками, разведчиками, работниками специальных фронтовых органов. Они существенно укрепили состав районного отдела, проявляют мужество, знания оперативной обстановки. Но есть и нераскрытые преступления, такие как убийство ночного сторожа в д. Колыжино, поножовщина в деревнях Лбово и Кулигино. Задача состоит в том, чтобы в ближайшее время они были раскрыты. В течение месяца необходимо разыскать всех растратчиков и ворюг, которые спрятались от правосудия. Прокурору Брусницыну необходимо все недоработки исправить».
Особому контролю подвергалось народное образование. Регулярно областной отдел народного образования проверял подготовку школьников. Заведующий РОНО т. Жуков на бюро райкома докладывал следующее: «В школах большое отставание от программ, детей часто отвлекают на работу в колхозы, учителей на разные политические мероприятия. Областные контрольные показали низкий уровень подготовки отдельных учителей, детей и даже школ. Так в частности в Матвеевской неполной средней школе из 15 учащихся класса 10 получили двойки за контрольную по русскому языку. В Тишинской школе более 60 процентов учеников получили неудовлетворительные оценки. В Сутокской школе из 18 учащихся 12 не написали контрольную работу. Плохо обстоят дела в Елисеевской и Кесовогорской школах». Руководство района сделало вывод. Выговор получили учителя, директора, а руководителей Елисеевской и Кесовогорской школ уволили. В постановлении была отмечена плохая подготовка к учебному году Суходольской, Федцовской и Порядинской школ. Но отметили и тот факт, что снабжение учителей промышленными товарами проходит очень плохо. Вместо 106 пар обуви выделено только 20, хлопчатобумажной ткани почти нет. Шерстяных тканей должны были выделить на 13 тысяч, а дали только на 2,5 тысячи. Райснабсбыту дали месяц срока на исправлении недоделок в их работе. Обязали РОНО вернуть в школы 52 ученика, которые перестали посещать учебные заведения.
По анализу архивных документов можно сделать вывод, что власть все больше рассматривает вопросы и принимает решения, направленные на культурное обслуживание населения, улучшение жизни жителей района. В отдельных колхозах труженики стали получать на трудодни достаточное количество хлеба, денег. Колхозы стали помогать людям в строительстве домов. В колхозе имени Фрунзе Брылинского сельсовета была построена электростанция мощностью 45 лошадиных сил на базе действующей водяной мельницы. Колхоз обеспечивал освещение хозяйственных построек, личных домов колхозников, электроэнергия использовалась на молотьбе хлеба. Но были и очень слабые хозяйства такие, как имени Сталина Столбовского сельсовета, «Прямой путь» Кесовогорского сельсовета, «Клич Сталина» Васьковского сельсовета, а всего таких хозяйств было больше 13, где народ бедствовал. Руководство района понимало, что одними угрозами ничего не решить, нужна помощь, эти хозяйства укрепили опытными кадрами, помогли со скотом, семенным материалом. Каждый месяц руководители отчитывались о работе в сельскохозяйственном отделе. В 1947 году районное руководство обязывает сельские Советы организовать работы по посадке в каждом огороде по 10 яблонь и 5-6 кустов ягод.
22 августа 1946 года состоялось заседание бюро районного комитета ВКП(б) с вопросом о культурном досуге жителей района. Было принято следующее решение: «В целях улучшения культурно-массового обслуживания населения района и поселка на базе бывшей церкви (Храм Рождества Иоанна Предтечи), а теперь склад заготльна, построить районный клуб, сделав пристройку для сцены. В самом здании, бывшей летней церкви, сделать 2 перекрытия, в качестве строительного материала использовать рядом находящуюся колокольню. Около клуба установить памятник т. Ленину и монумент дважды Герою Советского Союза т. Алелюхину. На площади в 2 гектара разбить сквер. Работу начать с 22 сентября 1946 года и закончить в 1947 году. Ответственные т. Черноглазов и Салынский». На этом же заседании был утвержден на должность заведующего отделом физкультуры и спорта вернувшийся с фронта А.Н.Тютин.
Жизнь в районе в эти годы стремительно развивалась, люди создавали семьи, рожали детей, эти годы были наиболее успешными в плане демографической обстановки. Жители района не были богатыми, но были человечными и добрыми, стремились помочь друг другу, все вместе отмечали праздники, с оптимизмом надеялись на будущее, самоотверженно трудились на благо района и страны.
Все сведения о районе основаны только на архивных материалах.
История Матвеевской волости и Кесовогорского района
Матвеевская волость, как самостоятельная административно- территориальная единица, входила в состав Кашинского уезда. Некоторые деревни и села упоминаются с XVII века. Это Якшино, Погорелка, Высокое, Коськово. До реформы 1861 года в волости насчитывалось 29 населенных пунктов. Самыми крупными были: д. Коськово – 35 дворов с населением 320 душ; Погорелка – 43 двора, 325 душ; Бобровка – 28 дворов, 252 души; село Высокое – 30 дворов, 277 душ; Горка 38 дворов, 286 душ. Небольшими считались: сельцо Курдюмово – 17 дворов,78 душ; сельцо Лукьяново – 17 дворов, 116 душ; д. Ежиха 10 дворов, 86 душ, д. Шемякино – 5 дворов, 26 душ. Всего в волости было 649 дворов и 5053 души населения. Средняя семья состояла из 8 человек, а в таких населенных пунктах, как Стрелиха она равнялась 10 человек, в сельце Шемякино – 16 человек, Дурыкино – 12 человек. 23 деревни числились крепостными. Наиболее крупной владелицей крестьян была госпожа Наталья Ивановна Толстая. Она являлась хозяйкой деревень Каськово, Стрелиха, Якщино, Бобровка и села Матвеевское, имела 729 душ крестьян и 2392 десятины пахотной земли. А вот братья Кафтыревы имели совсем мало земли и крестьян а получили дворянское звание за храбрость и военные победы.