Смекни!
smekni.com

Исследовательская деятельность педагога: Воронов А. Н. Дворянские роды Матвеевской волости (стр. 15 из 24)

В 80 годах прошлого столетия произошла реорганизация волости. Часть деревень вошла в состав Суходольской волости, а в Матвеевскую вошли деревни Ильинское, Петрыкино и Дурыкино, село Кочемля. Волость увеличилась более чем на 300 дворов, количество жителей увеличилось до 5678.

Не получив свободы…

После реформы 1861 года жители волости, составляющие сельское общество, выбирали старосту. Сельский сход и староста были главными и непосредственными организаторами сельской жизни. Волостной сход избрал волостным старшиной Антипа Семеновича Карпова. Три года его правления волостью были самыми сложными из-за реформы по освобождению крестьян. Надо отметить, что крестьяне волости встретили свободу равнодушно. Исправник Кашинского уезда писал: «… обнародование манифеста на крестьян особого впечатления не произвело…» Но в целом, не получив желаемой свободы, в Кашинском уезде выступили против помещика крестьяне в имении Лихачева, имевшего 863 души крепостных. Их примеру последовали крестьяне нескольких более мелких соседних имений. Волнения были подавлены тремя эскадронами Малороссийского драгунского полка под командованием флигель-адъютанта Витгинштейна , о чем он докладывал лично царю. В документах Матвеевского волостного правления нет данных о недовольствах крестьян, видимо в этом заслуга мирового посредника господина Орлова из города Кашина.

Землей никого не обделяли

Все крестьяне волости были наделены землей. Средний размер их участков составлял 8,6 десятины. Бывшие помещичьи крестьяне получали в среднем по 9,9 десятины, государственные – по 6,5 десятины. К примеру, в Тиволинской и

Лавровской волостях Кашинского уезда эти цифры составляли 9,7 и 8 десятин. В деревне Петрыкино бывшей крепостной, но в 1844 году перешедший в казну и составляющей с деревней Дурыкино одну общину, землю давали насильно. В д. Погорелка крестьяне отказывались брать наделы. В остальных деревнях делили по ревизским душам. C 1858 по 1888 год в Матвеевской волости было всего 28 переделов земли, самый низкий показатель по Кашинскому уезду. В Кесовской волости за тот же период было 43 передела. Община не имела право отбирать землю у отсутствующих, если они платили подати. Цена одной десятины земли в волости составляла 28 рублей. 15 копеек в 1869 году. В Потуповской и Суходольских волостях – соответственно 79 и 57 рублей. Цены на землю быстро росли и к 1889 году составили в Матвеевской волости 64 рубля за десятину. В документах волостного правления есть данные о том, что крестьяне с. Столбово покупают у господина Черемшинова часть его земель. Охотно крестьяне берут землю и в аренду. Таких случаев зафиксировано в документах 144: арендовано 849 десятин по цене 3 рубля 31 копейка за десятину. В селе Высокое в 1889 году было 20 случаев переуступки земли в частное пользование. Цена колебалась от 40 до 90 рублей за надел. Крестьяне села Никольское выкупают 109 десятин, д. Старо-Борисково – 92 десятины. Крестьяне д. Расстригино арендуют у господина ротмистра Владимира Васильевича Штюрмера в д. Радухово ветряную мельницу.

Появляются семьи крестьян, владеющие землей на правах частной собственности и имеющие по три лошади, несколько коров и нанимающие батраков. Таких семей в Матвеевской волости насчитывалось более 70. В Якшине и Бобровке по 8 семей, Стрелихе и Каськове по 9, Кочемле и Марьино по 12. По две лошади имели 167 семей, 2-3 коровы – 438 семей. Всего по волости содержали 1890 году 950 лошадей, 1397 коров,1712 овец. Безлошадными были 292 семьи, без коров 211 семей. 20 дворов являлись безземельными.

В структуре посевных площадей до 40 процентов составляла рожь. Высевали сорт «Кустовка», «Ваза», «Овес», «Английский» выращивали только в Матвеевской и Суходольской волостях. Льносемена привозили из Пскова, с названием «Долгунь» и «Ростунь». Картофеля сажали мало. Картофель сорта «Императорский» сажали в селе Высокое. В деревнях Игнашево, Малино, Кочемля сеяли коноплю и хмель. Земствами внедрялись посевы клеверов, но в Матвеевской волости их практически не возделывали до начала XX века. В селе Кочемля крестьяне окультурили 50 десятин земли и засеяли тимофеевкой. Получив хороший урожай, поделили на все хозяйства. Скот пасли в основном по парам и церковным землям. В селе Кочемля мирской скот пасли со скотом священнослужителей за молебен. В селе Ново-Введенское пасли на церковных землях и выгоне помещика Кафтырева, за это крестьяне должны были сжать 2 десятины ржи у помещика. В 1882 году в селе Ново-Введенское, а в 1867 году в селе Высокое произошли сильные пожары, что явилось причиной передела земли. Общество этих сел выделило пахотные земли под строительство домов.

Очень остро стояла проблема сенокосов. Общины, где только могли, арендовали покосы. Община д. Дурыкино и Петрикино выкупали пустошь «Деревенька» при помощи поземельного банка, заняв у уездного земства в 1886 году 1000 рублей на 7 лет под 5 процентов. Развитие промышленности после реформы, давало возможность многим крестьянским и помещичьим хозяйствам покупать механические косилки, молотилки, ручные веялки. Почти все крестьянские хозяйства имели современный инвентарь, железные бороны. Земствами внедрялись новые сорта сельхозкультур, технологии, переход к многопольной системе. Почти во всех крестьянских и части барских хозяйств, в то время господствовало трехполье и структура посевов в целом была рассчитана на внутрихозяйственное потребление зерна. Принимаемые земствами меры позволили с 1861 по 1890 годы увеличить валовой сбор зерна, но обеспеченность им оставалась недостаточной, так как за этот период возросло население волости на 849 человек. Отсутствие средств защиты посевов негативно отражалось на урожайности. В 1889 году по всей волости посевы были заражены белым червем, что привело к уменьшению сбор хлеба и другой сельскохозяйственной продукции.

В рекруты, но за…серебро

Одной из обязанностей волостного правления была организация рекрутских наборов. В 1862 году из волости в Кашин было отправлено 10 рекрутов, 1863 – 20. До 1865 года их количество увеличивалось. Во исполнение Высочайшего Указания существовала норма от 1000 душ, каждый год она менялась. Списки рекрутов составлялись заранее, согласовывались с сельским обществом. Чаще всего из семьи брали только одного, не лишая двор рабочих рук. Всем миром ему собирали деньги. Каждый рекрут получал по 10 рублей серебром. Это была большая сумма по тому времени. В документах за 1865 год есть запись о том, что крестьянину села Никольское Петру Васильеву за рекрута выплачено 50 рублей серебром. Видимо, речь идет о погибшем сыне.

Заплатил налоги…

Волостное правление занималось и сбором повинностей, а их было пять видов: государственные подати, выкупные платежи, земский сбор, волостные расходы, сельские расходы. Кроме того – обязательные страховые платежи, сбор на пастуха. Всего, например, в 1890 году нужно было заплатить по волости 16 тысяч 439 рублей серебром. На каждый двор приходилось примерно 17 руб. 46 коп, сумма значительная, если учесть что лошадь стоила 25 рублей, мирской бык – 14 рублей. Недоимка за год была всего 452 рубля. Господа помещики, согласно постановлению Губернского и Уездного дворянства, платили из оброков на частные дворянские повинности по 2 копейки с десятины. На безземельных крестьян были наложены земские подати по 1 руб.25 коп. со двора. Все деньги шли в уездное казначейство, их увозил урядник из города Кашина.

Приказчики, булочники, продавцы…

Чтобы заработать денег и уплатить все подати, многие крестьяне волости занимались промыслами. 25 человек были плотниками, 4 печниками, 2 – бондарями, 2 – колесниками. Развивались кирпичный, кузнечный, овчинный промыслы. В д. Марьино была мастерская по пошиву картузов, а в д. Ильинское – серебряная мастерская. В деревнях было 3 трактира, 2 винные лавки, 9 мелочных лавок, 7 ветряных и 1 водяная мельницы. В селе Матвеевское в Петров день проходила ярмарка, купцы приезжали из Кашина, Бежецка, Ярославской области. В селе Кочемля проводились две ярмарки. Местные промыслы могли занять только малую часть населения. В летнее время работали в батраках 156 мужчин и 115 женщин. Многие жители волости занимались отходничеством. В 1889 году 408 мужчин и 99 женщин работали в Петербурге и Москве. Эти цифры каждый год увеличивались, так как сельское хозяйство давало менее стабильный доход, а развитие капитализма в России дало возможность занимать большие массы народа. Но занятия жителей Матвеевской волости трудно было назвать квалифицированными. До 100 мужчин работали разнорабочими на фабриках и заводах, 99 – торговцами, 37 – булочниками, 40 – прислугой, 49 – дворниками, 55 – приказчиками, Были и редкие профессии для деревни: чеканщик, шкипер, полицейский, наборщик в типографии. Среди женщин основную профессию составляли прислуга и торговки.

Обязательно учить крестьян

Матвеевская волость занимала по уезду ведущее место по грамотности населения. В 1889 году на 100 семей имелся 71 процент грамотных. Это был очень высокий показатель для того времени. Семь приходов давали возможность до реформы, обучать детей в церковно-приходских школах. Их малокомплектность ограничивала количество желающих учиться. С открытием земских школ сеть учебных заведений увеличивается. 24 Марта 1865 года на заседании волостного схода мировой посредник господин Орлов ставит вопрос об устройстве на территории волости школ. В этот же день сход приговаривает открыть три школы в селах Матвеевское, Столбово, Горка. Обучение считать обязательным для каждого крестьянина. Срок обучения был определен в 4 года, занятия начинать с 1 сентября по 1 июня, но дозволялось освобождать детей с 23 апреля для отдачи в пастухи. Программа обучения сводилась к изучению краткого катехизиса, священной истории, чтения по церковной и гражданской печати, арифметики. Особый пункт приговора гласил: к учащимся детям не должно быть со стороны учителя жестокого обращения. Для практического решения был избран попечитель училищ. Приговор волостного схода претворялся в жизнь очень быстро. В октябре 1865 года, жители деревень Ново-Борисково, Каюшево, Ильинское и села Никольское берут в аренду у священника села Столбово дом для обучения детей. На расходы собирают с каждой души по 6 копеек. В селе Матвеевское на деньги крестьян, помещение арендуют у настоятеля Петропавловской церкви отца Александра. Позже, в 1871 году, на средства земства откроется училище. Свои школы грамотности будут открыты в деревнях Бобровка, Ильинское, селе Никольское, народная школа – в селе Кочемля. В селе Высокое деньги на открытие школы даст помещик Козлов, но сельское общество платит ему с души по 31 копейке. В селе Ново-Введенское в церковно-приходской школе обучались 20 мальчиков и 2 девочки. Наибольшее количество грамотных было в деревнях Марьино, Якшино, Каськово, Стрелиха, селе Высокое. Вне конкуренции по числу грамотных женщин были д. Стрелиха – 34, с. Высокое – 31. Часть населения получала образование в городах, уезжая на заработки или отдавая детей туда для приобретения ремесла. Характерный пример: крестьянин Филиппов из деревни Малино отдает сына в цеховую сапожную мастерскую города Петербурга для овладения сапожным мастерством на пять лет с условием, что каждое воскресенье его будут отпускать для обучения грамоте…