Смекни!
smekni.com

Исследовательская деятельность педагога: Воронов А. Н. Дворянские роды Матвеевской волости (стр. 5 из 24)

До 1931 года район не имел своего печатного органа. На все учреждения выделялось 68 экземпляров газеты «Бежецкая жизнь». 5 июля 1930 года РИК принимает решение о выпуске районной печатной газеты «Колхозный клич» с выходом 3 раза в декаду и тиражом 3800 экземпляров. Типографию разместили в доме бывшего кулака Аввакумова, а редакцию – на нижнем этаже районного комитета фракции РИК. Временным редактором назначили т. Богатырева, позднее - т. Буша.

Образование района проходило с большими трудностями, так как нужно было выделять помещения под организации, назначать руководителей, которые не имели опыта, а часто и знаний. В 1933 году руководящих кадров в районе было около 200 человек. Частая смена руководителей была обычной практикой тех лет. Причины самые разные: от пьянства до некомпетентности. Так народного судью Карцева строго предупредили «за участие в выпивке на дому с отдельными членами партии и игре в карты». Председателя Кесовогорского исполнительного комитета Метлина отдали под суд за «систематическое пьянство, дебоши, угощение у частных торговцев, особенно в чайной Пискарева, угрозы крестьянству револьвером». На некоторые должности присылал людей Московский областной исполнительный комитет по просьбе районных властей, но они в Кесовой Горе не задерживались, а часто вообще не приезжали. За три года сменилось три зав. роно: Починский , Луньков, Голубев. Секретарями РК ВКП(б) работали Шаров, Томин, председателями районного исполнительного комитета – Смирнова, Донцов, Кочергин, Дубовик.

Так проходила коллективизация в Кесовогорском районе

Вся история русского крестьянства – это борьба за выживание, тяжелый и часто бесплатный труд. Поэтому основной формой организации земледельцев была крестьянская община и все попытки ее разрушить ни к чему не приводили. Даже хорошо продуманная реформа Столыпина не дала результата. На протяжении многих веков крестьянство на своих плечах вытаскивало Россию, взамен не получая ничего. Одной из самых нелегких страниц в истории крестьянства была коллективизация. Коллективизация в нашем районе началась в 1931 году. На 10 сентября было всего 16 колхозов, объединивших 234 хозяйства, или 2,2 процента. В Кесовогорский районный комитет ВКП(б) регулярно приходили телеграммы от Московского областного комитета о необходимости усиления темпов коллективизации. Чтобы активизировать эту работу, в районе создается райколхозсоюз.

В сентябре 1931 года на заседании партячейки был заслушан отчет председателя райколхозсоюза т. К-ва. В частности он доложил: «Из колхозов бегут днем и ночью, разбегаются и члены правлений. В Воробьевском и Столбовском колхозах осталось по двое мужчин – остальные женщины. Многие колхозники не знают, сколько зарабатывают трудодней, да и получать по ним нечего». Выступивший секретарь партячейки т. Щанников отметил: «Чистка колхозов от кулаков идет самотеком, не выявили ни одного кулака, а если выявляют, то не сообщают. Я три раза ходил в Чулковский колхоз и заявлял председателю о засилье кулаков, заявлял и т. К-ву, но меры не приняты. Колхозники не выписывают газет, а значит, не знают о шести заповедях т. Сталина». В принятом решении партячейки отметили необходимость мобилизовать бедняцкие массы на борьбу с классовым врагом – кулачеством и подкулачниками. Двое членов партии были исключены из рядов как противники методов коллективизации.

Весь 1931 год шло формирование колхозов с использованием разных методов, от запугивания до репрессий, и к концу года было создано 164 колхоза, в состав которых вошло 4945 хозяйств, что составило 48 процентов. За это время 30 хозяйств самовольно вышли из колхозов, 80 – исключены за кулацкую агитацию как чуждые элементы. Недовольство колхозников растет. В колхозе «Победа» (д. Чириково) на собрании колхозники отметили, что «ударники труда сидят без хлеба, а «лодыри» едят белый хлеб. Требуем обратно отдать коров, так как нечем кормить детей. Тов. Сталин в своем письме приказал все вернуть, а районные власти затирают». Из спецсводки ГПУ в райком: «Колхозники колхоза «Демшино» почти целиком вышли из колхоза, разбирают своих лошадей, мотивируя, что за прошлый год заработали всем колхозом 192 рубля, делить было нечего, эту сумму внесли за заем. В этом году все повторилось. В деревне Поцепы вышли из колхоза 10 хозяйств, часть из них выехала в Москву во ВЦИК к т. Калинину М.И. жаловаться на районное руководство, чтобы вернули имущество. Многие в колхозах говорят, что власть в районе надо стегануть за загибы и что теперь можно выйти из колхозов. Колхозница колхоза «Стальной конь»: «Раньше зарабатывала одна на всю семью, теперь на себя не заработаешь. Кто ни придет и всякий требует свое, не глядит, что не хватает, а знай давай». Колхозник Прохоров ( Дурасово, колхоз «Новый труд»):

«Труд крестьянина обесценен, примерно для того, чтобы купить сапоги, нужно сдать 12 пудов хлеба, а мы и половины не получаем на трудодни за целый год».

Для усиления темпов коллективизации в Красный Холм приезжает Г.Маленков – заведующий орготделом Московского комитета ВКП(б). Перед районными комитетами была поставлена задача: в 1932 году полностью закончить коллективизацию, усилить борьбу с кулаками, выполнить все планы продажи хлеба и льноволокна. Через несколько дней состоялось заседание бюро Кесовогорского комитета ВКП(б) с вопросом о борьбе с кулачеством. Перед прокуратурой, судом и милицией была поставлена задача вести беспощадную борьбу с теми, кто не хочет вступать в колхоз. Предлагалось провести во всех колхозах показательные судебные процессы. Сроки прохождения дел по кулакам резко сократили: милиции вместо 10 дней – 3 дня, в суде вместо 15 дней – до 5 дней. В результате за апрель – июнь 1932 года было проведено 136 судебных процессов, осуждено 128 кулацких хозяйств на срок от 3 до 5 лет с полной конфискацией имущества и 51 хозяйство с неполной конфискацией имущества на срок до трех лет. В результате таких репрессивных мер к началу 1933 года было организовано 234 колхоза, в которые входило 6982 хозяйства, что составило 73 процента по району. Исключено из колхозов 260 хозяйств. Первый период борьбы с кулаками в нашем районе был завершен. На тех, кто не вошел в колхозы, были наложены огромные обязательства по продаже хлеба и льноволокна. В 1933 году единоличники должны были сдать 557 тон льноволокна, 337 тонн льносемян, 506 тонн хлеба, 1815 тонн картофеля. Хозяйство , не сдавшее продукцию, объявлялось кулацким. В Порядинском сельсовете хозяйство единоличника Майорова не сдало лен и глава хозяйства был осужден на 9 лет лишения свободы.

Организованные колхозы были мелкими, в среднем по 30 хозяйств. В колхозе «Труд» Лемеховского сельского Совета было 50 человек трудоспособных, имелось 13 лошадей, 52 коровы, овцы, свиньи. Сеяли 112 гектаров, в основном овес и лен. Начиная с 1931 года, планы продажи сельхозпродукции увеличиваются. На 1933 год обязательные поставки хлеба составили 3437 тонн. План заготовок по льноволокну составил 1937 тонн, льносемян – 1200 тонн, картофеля – более 4000 тонн. Многие руководители колхозов писали в райком, что планы нереальные. Жалобы доходили и до Московского областного комитета ВКП(б). Областной комитет потребовал объяснения. В докладной записке секретарь Кесовогорского райкома пишет: «В колхозе «Наш ответ обнаглевшему кулаку» (д. Болдеево ) во главе с председателем колхоза, кулацким элементом т. Соловьевом, который заявил, что колхоз не в состоянии выполнить планы, нами приняты меры. Колхоз перевыполнил все планы. Кулацкая линия была бита. Председатель колхоза изолирован». Было изолировано в 1933 году еще 10 председателей колхозов. Обвинения самые разные: Николаев как бывший полицейский, подавлявший восстание в 1905 году, осужден на 7 лет. В д. Кульнево осужден председатель за то, что он сын попа и служил в царской армии. В д. Павловское председателя обвинили в том, что женат на дочери кулака. Партячейка дала выбор: он остается членом партии, и уходит от жены или будет исключен. Т. Цыганков заявил, что он любит свою жену и никогда от нее не уйдет. Партячейка исключила его из рядов партии и рекомендовала осудить как пособника кулаков. Колхоз в Павловском был одним из лучших в районе.