Смекни!
smekni.com

Исследовательская деятельность педагога: Воронов А. Н. Дворянские роды Матвеевской волости (стр. 7 из 24)

В марте 1930 года председатель исполкома Смирнова на заседании исполнительного комитета требует от следственных органов «обратить внимание на развивающуюся классовую борьбу в связи с закрытием церквей, особенно в с. Кесова Гора. В решении сказано: «… принимать самые решительные меры к жителям сел, выступающим против закрытия церквей». Прокурор района Григорьев, понимая, что обстановка накаляется, отменяет часть решений по церковным делам. Так в Польцовском сельсовете председатель исполкома лично подверг штрафу священника Окунева «за хождение крестного хода без разрешения сельсовета». Прокурор отменяет это решение и требует снять с должности председателя за «левацкие загибы», предупреждает власти о персональной ответственности за состояние законности в районе. Но этих мер было уже недостаточно, обстановка в районе стала выходить из-под контроля властей. 24 марта 1930 года прихожане церкви Погост Троицы Юркинского сельсовета в количестве двух тысяч из 6 деревень собрались на митинг и потребовали вернуть церковь. Власти очень испугались, так как митинги стали проходить и в других населенных пунктах. В конце марта 1930 года (протокол № 29) РИК принимает решение:

  1. О допущении перегибов при лишении избирательных прав, закрытии церквей, об индивидуальном обложении их исправлении.
  2. При наличии требований со стороны верующих об открытии церквей требование народа выполнять немедленно. Срочно провести активу массовую работу по разъяснению перегибов, допускаемых при закрытии церквей.

В апреле 1930 года решением исполкома за № 32 все церкви вернули верующим, но изъяли все церковные архивы. На время власть успокоилась, но с 18 ноября 1930 года начинается новая волна закрытия церквей. Закрываются церкви Преображения Господня с. Далеки, Святого Николая Чудотворца с. Ново-Введенское, Божией Матери Казанской с. Николо-Поточино, Рождества Пресвятой Богородицы с. Карабузино. Церковь Спаса Нерукотворного в с. Высокое передают под больничный пункт. Закрывается храм Спасо-Преображенья с. Кесова Гора, Михаила Архангела с. Черный Ручей. 5 декабря 1933 года церковь Никола Чудотворца с. Никольское Столбовского сельсовета отдают Кесовогорскому молокосоюзу под молочный пункт. 8 сентября 1933 года постановлением РИК принимается решение использовать церковь Спаса Преображения с. Кесова Гора под временный склад зерна. 98 прихожан проголосовало –за, против 11. В постановлении говорится: « Заготзерно должно бережно относиться к зданию и инвентарю. По окончании хранения очистить , вымыть и сдать общине в прежнем виде». Это фарисейское решение РИКа было выполнено только в первой части. Церковь больше никогда не вернулась к прихожанам. Под клуб была передана церковь Иоанна Предтечи с. Кесова Гора. В помещении церковной сторожки был размещен струнный оркестр, показывали кино.

Одновременно с храмами террор был обрушен и на священнослужителей. Объявили хозяйства кулацкими и подвергли высылке из пределов района священников: Лебедева П., Завьялова, Люберцева В.С., Морошкина Н.М., Истомина В.С., Рязанцева В.С. Действующих храмов осталось совсем мало, да и на те наложили огромные налоги. 3 апреля 1934 года принимается решение исполкома за № 16 «О прекращении колокольного звона в церквях с. Кесова Гора. Удовлетворить ходатайство граждан в том, что колокольный звон препятствует нормальной работе учреждений и организаций, воспретить колокольный звон в селе Кесова Гора в церквях Предтеченская, Рассудовская, Николо – Грачи с 10 апреля 1934 года. Все колокола снять с церквей района и продать на металлолом». Это решение было выполнено и исконно русская православная культура была уничтожена местной властью за три года.

Счастливого конца в этом деле нет

1937 год. В СССР закончена коллективизация, мощными темпами проходит индустриализация. В сельское хозяйство поступают трактора и машины. Дети ходят в школу, практически ликвидирована неграмотность. Люди все активнее включаются в культурную жизнь страны. Открываются кинотеатры, работают парки, молодежь увлечена спортом. Редкие сообщения о врагах народа в печати мало трогают население, особенно в селах. А между тем страшная паутина подозрительности и доносов все больше и больше окутывают людей, и не только в городах. Сентябрь 1937 года. В селе Борисовское активно обсуждают новую сталинскую Конституцию и выборы в Верховный Совет СССР. Но есть и неприятные моменты для местной власти: это Бережайская и Борисовская церкви, которые отремонтированы и продолжают работать. Готовится к открытию Спасская церковь в селе Высокое.

На стол секретарю Кесовогорского районного комитета ВКП(б) т. Лямину ложится докладная от т. Б. – зав отделом политической учебы РК ВЛКСМ, кандидата в члены ВКП(б), образование среднее, 1913 года рождения: «Я, тов. Б., будучи в Борисовском сельсовете уполномоченным по выборам в Верховный Совет СССР, хочу Вам сообщить, что в данном сельсовете работают две церкви: Борисовская и Бережайская, на ремонт которых затрачено шесть тысяч рублей. Жители этого сельсовета собирают деньги для открытия церкви в селе Высокое. Уже получено разрешение от областных организаций на открытие, если уплатят 1800 рублей налога. Этим активно занимаются: Салова О.А. – село Высокое, Козлова Ф.Е. - бывшая торговка, лишалась избирательных прав и была осуждена на 5 лет, она собирала муку для попа. Орлова А.Т. – давала в долг деньги на открытие церкви. 9 сентября, в день «Чуда», у Ветлицкой Анастасии Ивановны был полон дом гостей, где они были до поздней ночи. Там были все попы и другие церковные служаки, они, вероятно, решали вопросы восстановления церкви. Это может подтвердить колхозник колхоза имени Ленина т. П. Ветлицкая неоднократно заманивала его детей в дом, давала хлеб, яблоки, конфеты, заставляла молиться. О чем и докладываю Вам, считая необходимым заняться церковными делами в Борисовском сельсовете через соответствующие органы. 22 сентября 1937 года подпись т. Б»

Естественно т. Лямин обратился в «соответствующие органы». Как следствие докладной т. Б появляется уголовное дело № 14179 –с по обвинению Ветлицкой Анастасии Ивановны в антисоветской агитации.

Серая папка с грифом: хранить вечно

НКВД

Уголовное дело № 14179-с

По обвинению гр. Ветлицкой А,И. по статье 58 УК РСФСР, антисоветская агитация и пропаганда.

Первый лист дела – ордер на обыск и арест гр. Ветлицкой Анастасии Ивановны № 2780 от 14 ноября 1937 года. В протоколе обыска дома гр. Ветлицкой записано: «В доме ничего антисоветского не обнаружено». В анкете на арестованную записано, что родилась в деревне Карабузино в октябре 1880 года. На момент ареста имела дом, сарай, корову, двух овец, пахотной земли не имела. До 1929 года имела лошадь, две коров, восемь десятин земли. Муж служил дьяконом в селе Славково. В настоящее время единоличница, из служителей культа, так как отец служил псаломщиком. Лишалась избирательного права. Неграмотная. Дети: Егор Васильевич, 31 год, учитель, Михаил Васильевич, 22 года – студент Калининского пединститута, Василий Васильевич, 21 год – студент Ленинградского пединститута, Александра Васильевна , 28 лет – учительница, Надежда Васильевна 17 лет - курсы медсестер, г. Ленинград. Все документы подписаны начальником Кесовогорского РО НКВД младшим лейтенантом Госбезопасности Б- м. В деле важным документом служила характеристика Борисовского сельсовета: «Ветлицкая А.И. происходит из семьи служителей культа. Имела крупное хозяйство до революции и после. После принятия Сталинской Конституции Ветлицкая особенно активизировалась по сбору средств на открытие церкви, прямо агитировала против Советской власти, агитирует население за крещение детей, говоря, что скоро Советскую власть прогонят и некрещеных детей будут убивать, от многосемейной П-ой требовала денег на ремонт церкви. Детей сманивает за разные лакомства, учит их разучивать молитвы и молиться богу. Лишалась избирательных прав». Подписал председатель Борисовского сельсовета т. Г-в.

Допросы обвиняемой и свидетелей вел начальник Кесовогорского РО НКВД младший лейтенант Б-в. Анастасия Ивановна подтвердила, что в ее дом в день «Чуда» приходили гости, пили чай, обсуждали церковные дела, но больше она не признала ни одного пункта обвинения. Категорически отрицала агитацию против Сталинской Конституции. Были допрошены т. П-в, колхозник колхоза имени Ленина, 1897 года рождения, до революции батрак, имевший девять человек детей, товарищ Е-ев, инспектор комитета заготовок, член ВКП(б), служивший в органах ВЧК с 1918 по 1933 год, уроженец города Ярославля. Вопросы следователя и ответы свидетелей были абсолютно одинаковы. 14 ноября 1937 года было составлено обвинительное заключение: