Смекни!
smekni.com

Исследовательская деятельность педагога: Воронов А. Н. Дворянские роды Матвеевской волости (стр. 8 из 24)

«Ветлицкая А.И., являясь женой бывшего служителя культа и активной церковницей, среди местного населения вела агитацию за восстановление закрытой церкви. Ходила по деревням, занимаясь вымогательством денег у отсталых колхозниц. Заманивала к себе на квартиру детей колхозников, которых за кусок хлеба заставляла молиться богу. Одновременно вела антисоветскую агитацию, говоря, что скоро падет Советская власть и некрещеных детей будут убивать, поэтому нужно производить крещение. По адресу членов Партии и правительства наносила оскорбления. Виновной себя не признала, но полностью уличается свидетельскими показаниями. Направить следственное дело Ветлицкой А.И. на рассмотрение Тройки НКВД по Калининской области, а ее содержать в пересыльной тюрьме г.Кашина». Обвинительное заключение утвердил начальник оперативного сектора НКВД по г.Кашину лейтенант Б-тов. Последний пункт обвинительного заключения был вообще личной фантазией оперативных работников. Согласно обвинительному заключению 27 ноября 1937 года Тройка НКВД по Калининской области приговаривает Ветлицкую А.И. заключить в исправительно- трудовой лагерь сроком на 10 лет. Местом отбытия наказания был определен УНЖЛАГ НКВД станции Сухобезводное Горьковской области.

Дочь Анастасии Ивановны, Александра, пишет прокурору области, что ее мать осуждена неправильно, так как в деле «все извращено и добавлено то, чего не было вообще». На ее жалобу было составлено заключение Помощника областного прокурора по спецделам Азирова, что «Ветлицкая А.И. осуждена правильно и к пересмотру дела по ее обвинению оснований нет». С этим согласился и зам. Областного прокурора по спецделам Григорьев. В декабре 1940 года Анастасия Ивановна направляет жалобу на имя Народного Комиссара Внутренних дел Л.П.Берия: «Мне 60 лет, я уже не могу работать как все заключенные и становлюсь обузой для лагеря: «кто не работает, тот не ест». Я являюсь верующей и не отрекаюсь от бога, но я никогда не выступала против Советской власти. Прошу Вашего снисхождения из-за моей старости». На заявлении Анастасии Ивановны красным карандашом написано: разобраться и доложить, и подпись Берии. Уже через несколько дней проверку заявления проводит районный отдел НКВД по г.Кашину. Вновь опрошены свидетели, которые практически отказались от своих показаний. В частности, т. Б-н показал, что г. Ветлицкую он никогда не видел, а докладную написал со слов других людей. Председатель Борисовского сельсовета показал, что он дал показания и написал характеристику так, как ему сказали. А сам он считает, что Ветлицкая контрреволюционной деятельности не вела, хлеб, яблоки давала детям из жалости. Шилов А.И., тракторист, проживающий в деревне Борисовское, показал, что считает Ветлицкую хорошим и добрым человеком, но верующей.

Счастливого конца в этом деле нет, так как заключение звучало так: «В заявлении осужденной Ветлицкой А.И. о пересмотре дела отказать, считая, что решение Тройки НКВД вынесено правильно». Заключение подписали начальник следственной части НКВД Калининской области капитан государственной безопасности Шифрин и начальник управления НКВД Калининской области майор Токарев. 29 декабря 1940 года в Москву и Горький уходят извещения о том, что дело пересмотрено, решение Тройки оставлено в силе. Наивно было бы думать, что признают ошибку Тройки, хотя всем было ясно, что дело сфабриковано. Было проще убрать работников НКВД, что и было сделано.

Анастасия Ивановна продолжала находиться в лагере в нечеловеческих условиях. Но в декабре 1942 года г. Ветлицкая в порядке 461 ст. УПК РСФСР условно-досрочно освобождена из Унженского исправительного лагеря НКВД и, имея только билет до станции Калязин, без денег, продовольственного пайка, в условиях военного времени добиралась до дома. Почему же была отпущена Анастасия Ивановна? Ведь даже по окончании срока заключения возвращались не все. Причина в том, что изменилась политика Сталина по отношению к русской православной церкви, которая приняла деятельное участие в борьбе с фашизмом. По инициативе православных верующих были собраны деньги на строительство танковой колонны, носившей имя Дмитрия Донского, многие служители церкви погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Часть людей, осужденных по церковным делам, была отпущена из лагерей. Последний документ в этом деле – заключение комиссии, подписанное старшим помощником прокурора Калининской области Артемьевым и начальником управления КГБ от 1 сентября 1989 года о том, что Ветлицкая А.И. по уголовному делу 14179 – реабилитирована.

С фотографии на справке об освобождении смотрит лицо смертельно усталой женщины, ведь какое нужно мужество противостоять в то время страшной государственной машине под названием НКВД, которая ломала офицеров и генералов. А простая русская женщина не признала за собой вины, не предала своих единомышленников, хотя оперативные работники НКВД пытались раскрутить в с. Борисовское антисоветскую организацию. Но самое замечательное то, что Анастасия Ивановна не отреклась от церкви и от веры, это уже ее победа и нравственный подвиг.

Эти события, пусть и страшные, – история земли кесовогорской, и люди вправе ее знать. По этическим соображениям фамилии многих участников тех событий полностью не напечатаны, ведь, в конечном счете, виноваты не конкретные люди, а система, в которой они находились. Судьба многих сложилась очень трагично, и трудно понять, кто они – скорее жертвы, а не палачи.

Кесовогорский район в Великой Отечественной войне

Все дальше и дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны. Главная задача нынешнего поколения – не забывать уроков войны, фронтовиков, отдавших свои жизни за победу, и тех , кто в тылу непосильным трудом приближал Победу. Наш район в 40-х годах был небольшим сельскохозяйственным образованием. Полеводство и животноводство – главные направления в его экономике. В 230 колхозах до войны содержалось более 4 тысяч лошадей, 6132 головы крупного рогатого скота, 1530 свиней, 5248 овец. Сеяли 44 тыс. гектаров сельскохозяйственных культур. Большие площади отводились под лен для обеспечения сырьем четырех льнозаводов. Урожайность зерновых в 1940 году по району составила 14 центнеров с гектара.

По решению бюро райкома ВКП(б) и райсовета победителем в районе за 1940 год был признан колхоз «2-я Пятилетка» (председатель Попиков) Борисовского сельского Совета. Колхозу вручили Красное знамя и оформили членство на сельскохозяйственной выставке в Москве. Это хозяйство останется лидером в районе и в 1941 году. Урожайность составила 21 центнер с гектара. 3,5 ц. льноволокна, 3,5 ц. льносемени, 200 центнер картофеля с гектара. К началу 1941 года происходит слияние части колхозов и их остается 155. Но они по-прежнему небольшие. К примеру, колхоз «Красная Заря» Стрелихинского сельского Совета, включал село Матвеевское, деревни Дурыкино и Петрики. В колхозе имелось 43 лошади, 60 голов крупного рогатого скота, 128 овец, 17 свиней, 45 голов птицы. Хозяйство продавало 365 ц. зерна, 376 ц. картофеля, 664 ц. льноволокна и 51 центнер овощей. Оплата труда в колхозах производилась в конце года по количеству заработанных трудодней, но при выполнении определенных условий. Во – первых, произвести отчисления 20% всех доходов в неделимый фонд артели. Во- вторых, сдать государству запланированное количество хлеба. Оплата руководителей колхозов и всего управленческого аппарата производилась в зависимости от количества пашни и не более 8% трудодней от их общего количества.

Частичную обработку почвы в районе осуществляли Кесовогорская и Далекская машинно- тракторные станции. В Кесовогорской МТС (директор Суворов, зам. Директора по политической части Копачев) было 52 колесных трактора, 1-НАТИ, 1- ЧТЗ, 4 газогенераторных,10 комбайнов и полный набор сельскохозяйственной техники. В Далекской МТС (директор Ягунов, зам. Директора по политчасти Сенчагов) было 30 колесных тракторов, 3- НАТИ, 1- ЧТЗ, 4- газогенераторных, 6 комбайнов. Техника была не новая и требовала каждый год ремонта. Кадрами МТС были обеспечены полностью. Обучение трактористов проводилось в городах Калинин, Кашин, Красный Холм.

Из промышленности в районе было: 4 льнозавода, райпромкомбинат, артель «Возрождение». Райпромкомбинат имел кузнечно-слесарный цех, бондарное, сапоговаляльное, овчинное и колесно-обозное производства. Артель «Возрождение» активно строила кирпичный и гончарный заводы, имела соковыжимной и крахмальный цеха. Райком и райсовет практически каждый месяц рассматривали вопросы развития промышленности. В результате район полностью снабжался мебелью, телегами, санями и т.д. Заготовительные организации запасали до 12 тонн грибов, 3 тонны клюквы, 5 тонн брусники, квасили 40 тонн капусты. Выпускалось 700 гкл. браги, 1000 гкл. кваса и морса. Из льнозаводов стабильно работали Кесовогорский и Никольский. Но у всех заводов было изношенное оборудование, не соблюдалась техника безопасности. Район подвергался критике за слабое развитие стахановского движения, хотя, по отчетам, в районе с начала 1940 года работали десятки стахановских школ, где обучалось 559 человек. Кесовогорская средняя школа выступает с инициативой юннатского движения. Руководитель школы юннатов – Н.Г.Подосинов. Райком ВКП(б) подхватывает этот почин и наш район «гремит «на всю область». 22 апреля 1941 года на заседании бюро райком просит областной комитет ВКП(б) выделить 150 кг. бумаги Калининскому институту усовершенствования учителей для издания брошюры «Из опыта работы кесовогорских юннатов» в количестве 3 тыс. экземпляров для распространения по всему Советскому Союзу. В этом же году Кесовогорская школа выступила с новой инициативой по организации кружка «Ворошиловских всадников». Но этому начинанию помешала война.