1-й том снабжён предисловием, перечнем документов, примечаниями, терминологическим, глухими именным, географическим указателями, списком сокращений. 2-й том – предисловием и глухим именным указателем.
Истории начала ХХ века посвящён 1-й том 4-х томного издания в 5-ти книгах «Движение Алаш» [6]. В нём публикуются документы и материалы за апрель 1901 г. – декабрь 1917 г., раскрывающие зарождение движения Алаш, отражающие поиск казахской интеллигенцией путей улучшения жизни казахского народа, её участие в борьбе за демократизацию жизни Российской империи, консолидацию наиболее прогрессивных сил казахского общества, взаимодействие их с демократически настроенной многонациональной интеллигенцией России. Представлена программа партии «Алаш». Том 2-й рассказывает о трудностях правительства Алаш-Орды на пути к осуществлению своей цели – автономии Казахстана. Поиск союзников среди представителей «белого движения», заключение военно-политического союза с Временным сибирским правительством, Комучем, Туркестанской (Кокандской) автономией, башкирскими националистами, Уральским войсковым правительством сделали алашордынцев участниками братоубийственной гражданской войны. Победы Красной Армии, подтвердившие идеологическое превосходство большевизма в тот период, привели их к союзу с Революционным Комитетом по Управлению Казахским краем, а значит и с советской властью. Хронологически книга охватывает период с декабря 1917 г. по май 1920 г.
В тома вошли документы из государственных архивов как Казахстана, так и России. Часть документов – статьи из периодической печати прошлого века, издававшейся на арабской графике. Они впервые публикуются на современной графике казахского языка.
В третьем томе преобладают документы, хранящиеся в АП РК и Архиве КНБ РК, лишь немногие – в Российском государственном Архиве социально-политической истории. Из 144 документов 130 публикуются впервые. Том представлен двумя книгами, в которые вошли документы за 1920–1938 гг. Их содержание – свидетельство трагедии первой плеяды советской казахской интеллигенции. Её первоначально широко привлекали к строительству новой казахской государственности и социально-экономическим преобразованиям, а затем, в ходе укрепления административно- командной системы управления в СССР и личной власти Сталина, отторгли. В конечном итоге этот процесс завершился физическим уничтожением людей.
В сборнике опубликованы протоколы допросов представителей казахской интеллигенции 1929–1932 гг., «письма во власть», постановления партийных органов, осуждавшие деятельность тех, кто пользовался авторитетом и влиянием среди казахской общественности. В числе прочих документов сборника ─ письма М. Ауэзова и А. Ермекова, опубликованные в 1934 г. в республиканских газетах Казахстана, в которых авторы отрекались от своих взглядов. В сборнике тексты, отложившиеся в фонде Казкрайкома, приводятся в сравнении с вариантами текстов, опубликованными в периодике. Не исключено, что тексты АП РК – авторские тексты документов. В археографической практике Казахстана данный прием использован впервые.
В первом – третьем томах документы расположены по хронологии.
Завершающий четвёртый том посвящён проблеме изучения движения Алаш. В сборник вошли решения Казкрайкома ВКП (б), выступления партийно-советских руководителей на различных форумах, справки и письма Института истории партии при ЦК Компартии Казахстана. Из этих документов, отражающих официальную точку зрения на историю движения Алаш, и был сформирован первый раздел. Он даёт ответы на вопросы: когда, по чьей команде и кем началось изучение движения Алаш, и как власть отнеслась к его результатам. В этот же раздел вошли документы, подтверждающие, что народная память, после наложения запрета на тему, сохранила имена участников движения. Речь идёт об открытом обращение первого народного комиссара земледелия КазССР А. Бектасова в адрес ХIV съезда Компартии Казахстана и XXV съезда КПСС о восстановлении исторической справедливости в отношении деятелей Алаш, основоположниках казахской литературы и письме директора Казахского филиала ИМЛ Б. Тулепбаева в ЦК КПСС по поводу заявления Л. Д. Кудериной, дочери учёного-биолога и общественного деятеля Д. Кудерина, расстрелянного в 1938 г. [7].
Второй раздел представлен двумя полными стенограммами конференций по этой проблеме: 1933 г., после которой тема долгое время не обсуждалась, и 1989 г. Обе конференции проводились в стенах учреждения, идеологически обеспечивающего работу ЦК Компартии Казахстана. Точка зрения, сформулированная историками партии, считалась официальной. Открытое не согласие с ней до 1985 г., т. е. до начала «перестройки», означало как минимум потерю права на занятие профессиональной исторической деятельностью.
Надо отметить, что стенограмма конференции 1933 г. является не только самым объёмным документом раздела, но и наиболее значимым. Конференция была созвана в декабре в Казахском научно-исследовательском институте марксизма-ленинизма с целью обсуждения книги С. Брайнина и Ш. Шафиро «Очерки по истории Алаш-Орды». Цель этого совещания «дать теоретический отпор «потерпевшим крах остаткам Алаш Орды» именно на историческом фронте» [8]. Стенограмма свидетельствует, что цель была достигнута, но триумфа организаторов совещания не получилось. Единодушного согласия с выводами основных докладчиков, авторов книги, о «контрреволюционной роли» лидеров движения Алаш не прозвучало. Вероятно, тем, кто отвечал за содержание резолюции совещания, пришлось немало потрудиться в неформальной обстановке. Такой вывод напрашивается сам собой, т. к. при анализе документа прослеживаются некоторые изменения в точке зрения на проблему ряда её участников, которые произошли не в ходе одного заседания, что возможно при убедительной аргументации оппонентов, а на следующий день.
Данный документ введен в научный оборот впервые. Невозможность его использования на протяжении длительного времени объясняется не только закрытостью темы, но и состоянием самого источника. Дело сформировано (или технически обработано) в 1956 г. Оно состоит из 315 листов, из которых значительная часть напечатана на папиросной бумаге с угасающим текстом. Формировалось дело механически, без осмысления содержания текстов документов, объединённых в нём. Это привело к наличию в деле многочисленных дубликатов при отсутствии отдельных важных для понимания хода дискуссии частей стенограммы. Были погрешности и в работе стенографисток. Сейчас уже невозможно установить, с чем они связаны: с недостаточной квалификацией последних или с волей организаторов совещания, явно не заинтересованных в адекватном отражении хода обсуждения вопроса. По мнению ответственного составителя этого тома сборника А. Зулкашевой, проведшую кропотливую работу по реконструкции текста, отсутствие в деле выступлений с позитивной оценкой роли алашевцев не случайно [13].
Издание стенограммы – одно из серьёзных достижений отечественной археографической практики. В Казахстане аналог работы такого уровня в публикациях документов советской эпохи в настоящее время не представлен.
В этом же разделе имеются материалы круглого стола «Алаш-Орда: история зарождения, деятельности и крушения», организованного Институтом истории партии при ЦК Компартии Казахстана в июле 1989 г. Текст дискуссии воспроизведён по газете «Казахстанская правда», не смотря на наличие его в фондах Архива. Такой подход объясняется следующим. Участники заседания не просто знали о предстоящей публикации, но и сами выверяли тексты своих выступлений для неё. Это уже был период, когда у историков появилась возможность предлагать концепции альтернативные официальным. Следуя этой логике, составители решили дать тексты, максимально выразившие авторскую волю.
В третьем разделе собраны статьи из периодической печати 1918–2007 гг. Составители не ставили перед собой задачу воспроизвести весь комплекс выявленных материалов. Во-первых, многие идеологические установки и штампы «кочевали» из одной работы в другую, во-вторых, статьи 1980-х и последующих годов вполне доступны исследователям, т. к. опубликованы в современных изданиях. В сборник вошли наиболее информационно ёмкие и менее доступные материалы, написанные как представителями сочувствовавшей идеям Алаш стороны и участниками движения, так и их оппонентами. В сборнике преобладают статьи, датируемые 1918–1937 гг. Часть их – библиографическая редкость. Статьи А. Байдильдина «По поводу истории революционного движения в Восточной Киргизии» и С. Сейфуллина «По поводу революционного движения в Восточной Киргизии», переведённые на русский язык и изданные «Степной правдой» 4 и 17 августа, найти в газетном варианте не удалось. Составители представили не сверенные с оригиналом и не заверенные копии из архивных фондов. В силу этого обстоятельства они размещены в примечаниях (55), так же как и статья Н. Сыргабекова «Против буржуазных теорий развития сельского хозяйства Казахстана», лишь косвенно касающаяся темы сборника (57). Определенные затруднения вызвало решение о месте публикации статьи П. Рысакова «Алашордынская контрабанда» («Правда» – 1933–13 апреля). Но так как с точки зрения составителей этот материал интересен лишь как факт завершения разгрома первых русскоязычных исследований движения Алаш, он также был вынесен в примечания (7).