Смекни!
smekni.com

Актуальность темы исследования. При всей широте охвата проблем региональной истории архитектуры до сих пор нет целостной картины формообразования традиционного (стр. 2 из 3)

10

Термин «формообразование» также не однозначен и зачастую под этим названием кроются пусть даже близкие, но все-таки разные смыслы. Чаще всего в литературе по теории и истории архитектуры формообразование рассматривается как единовременный акт, хронологический «срез» в котором создан памятник. Это осуществляется даже тогда, когда речь идет о множестве последовательных, но самостоятельных актов не связанных осью направленности. Это приемлемо для современной архитектуры, так как в этом случае формообразование как морфологическая организация жизненных процессов в каждом случае осуществлялось под преобладающим воздействием тех или иных внешних факторов, заставляя преемственность отступать на второй план.

В нашем же случае, формообразование рассматривается как эволюционный направленный процесс, связанных единой культурой мемориалов. Конечно, и мемориальное зодчество связано с организацией жизненных процессов, но все-таки, не в такой степени как, другие группы зданий, например, жилище. Формообразование в рассматриваемых мавзолеях сосредоточено вокруг базовой купольной структуры и осуществляется в виде добавления и трансформации элементов (портал, башенки и т.д.), могут даже комбинироваться отдельные объемы. Но это практически не связано с жизненными процессами за исключением тех случаев, когда осуществлялись дополнительные функции (зиарат-хана, как помещение для молитв или ханака - для ночлега паломников и т.д.

В целом же анализ литературы показал, что целый ряд важнейших аспектов мемориального зодчества Казахстана оставался не изученным.

Автором эта тема разрабатывалась на протяжении многих лет, первым этапом было исследование мемориального зодчества XVIII - начала XX в. юго-западных районов Казахстана (низовья Сырдарьи), но целый ряд

11

t

вопросов оставался не освещенным и нуждался в дальнейшем всестороннем изучении.

Цель исследования - построение целостной картины формообразования мемориального зодчества Казахстана, выявление структуры, содержания и основных этапов его эволюции.

Задачи исследования:

проанализировать природно-ландшафтные и историко-культурные условия возникновения и развития мемориального зодчества Казахстана;

- предложить периодизацию истории развития мемориального зодчества, выявить основные типологические группы памятников, характерные для каждого периода;

- выявить композиционные особенности памятников мемориального зодчества Казахстана и проанализировать пути их сложения;

- выявить характерные черты организации пространства («картина мира») мемориалов каждого из периодов;

выявить роль и соотношение внешних факторов и внутренней логики формообразования в определении направленности развития мемориального зодчества;

установить структуру и содержание формообразовательного процесса;

построить схему формообразования мемориального зодчества Казахстана (древо формогенеза).

Основным методом исследования является системный подход, так как объект исследования обусловлен системой связей, обеспечивающих его механизм, а также сведения их в единую модель. Модель представлена аналитической и синтетической функциями: объект рассмотрен поэлементно, а затем объединен в единое целое.

12

Новизна исследования заключается, во-первых, в том, что впервые системно рассмотрен процесс формообразования мемориального зодчества Казахстана: выявлены тенденции, структура и содержание формообразовательного процесса. Во-вторых, в научный оборот введено более пятисот выявленных и обследованных автором памятников за более чем пятнадцатилетний период полевых исследований (1979 — 1993, 2001 гг. с 1983 по 1993 гг. в качестве начальника экспедиции), что нашло отражение в паспортах на памятники, отчетах и публикациях.

На защиту выносятся выявленные автором структура, содержание и эволюция процесса формообразования мемориального зодчества Казахстана.

Практическая ценность работы заключается в обобщении имеющегося и вновь выявленного и изученного автором материала по мемориальному зодчеству Казахстана как основы для дальнейших его исследований, реконструкции и реставрации архитектурного наследия. В использовании материалов в соответствующих курсах архитектурных вузов Республики, в учебниках и учебных пособиях, а также в справочно-энциклопедических изданиях (Свод памятников, энциклопедии, словари).

Апробация. Основные положения диссертации доложены на Международных конференциях в Баку (1989г.), Алматы (1980, 1989, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.), Новосибирске (2003 г.), на XXXII Всероссийской конференции в Пензе (2003 г.), на Республиканской конференции в Бишкеке (2003 г.), а также на ежегодных научно-практических и методических конференциях КазГАСА.

it

13

Глава 1. Условия возникновения и развития мемориального зодчества Казахстана.

Архитектура в первую очередь отражает то, что общество считает важным, ценным как в духовном, так и материальном плане, так в разных культурах в доиндустриальном прошлом объектами архитектурной выразительности были храм, дворец, агора и т.д./107, 36/. В архитектуре Казахстана это, прежде всего, мемориальное зодчество, и, особенно мавзолеи, недаром эта группа сооружений появилась уже в эпоху бронзы, объединяя в себе функции мемориальных сооружений и храмов (например, курганы с «усами» в Тасмолинской культуре) с активной ритуальной составляющей. Вплоть до включения всей постройки в ритуал сожжения (мавзолеи Северного Тагискена). При этом, мавзолеи использовались даже как оборонительные сооружения, включаясь в фортификацию (мавзолей на городище Чирик-Рабат). Конечно, и в сакское время была заметна роль городов-крепостей, дворцов, но в целом на территории Казахстана роль мемориальных сооружений, в том числе грандиозных курганов (Бесшатыр, Пазырык, Туэкта) как сооружений в первую очередь связанных с древней идеологией была доминирующей.

В средние же века (включая и раннее средневековье) с высочайшей разветвленностью жизненных процессов и соответственно подъемом строительной деятельности, в том числе и в строительстве мавзолеев существовал некий баланс в развитии всех классов сооружений. Во множестве возводились крепости, мечети, дворцы, чей блеск и парадность озарили и мемориальное зодчество, использовавшее выработанные в них приемы. Но даже в условиях средневековья в рассматриваемом регионе мавзолеи по своей композиционно-типологической разветвленности далеко превосходили другие классы зданий и сооружений /185/.

14

Особенно актуальным было возведение мавзолеев в казахский период. Даже мечети, не могли конкурировать с ними по значимости, во-первых, из-за гораздо меньшего их числа, а во-вторых, мечети были проводниками установлений ислама, в то время как мавзолеи, включая этот поздний пласт сохраняли еще и древние домусульманские верования. Юрта также не могла конкурировать с мавзолеем так как, аккумулируя народные традиции, она, подобно мечети, отражала лишь одну сторону культуры, в то время как мавзолей синтезировал все имеющееся культурное поле.

1.1. Природно-ландшафтные и исторические условия развития мемориального зодчества.

Природно-ландшафтная характеристика территории Казахстана определяется тем, что он расположен в «сердце» Евразии, в самой широкой части аридного пояса - это страна сухих степей, полупустынь с вкраплениями оазисов. На юго-востоке могучая горная система Тянь-Шаня переходит в Джунгарский Алатау и на востоке в Тарбагатай, соприкасающийся с горной системой Алтая. На северо-западе обширное плато Устюрт и полуостров Мангышлак с богатейшими природными ископаемыми в виде нефти, газа и уникального строительного камня ракушечника, омываются Каспийским морем. В целом же, поверхность имеет уклон рельефа с юга на север и с востока на запад /табл. 1/.

Территорию Казахстана от океанов отделяют тысячи километров, поэтому она имеет континентальный климат с малым количеством осадков, значительным колебанием температур и обилием безоблачных дней, что способствует выявлению светотеневых контрастов в архитектурных сооружениях.

15

Несмотря на преобладание степных ландшафтов, рассматриваемая территория буквально «исчерчена» руслами рек в настоящее время большей частью сухих или сильно обмелевших, которые когда-то были ¦ш полноводными (как, например, Сырдарья). Основная их часть относится к

области внутреннего стока, и, лишь реки северной и восточной части — Ишим, Тобол и Иртыш, к сточному бассейну.

Многие из рек уже не доходят до крупных водоемов, например, Сарысу, Чу, существовало даже мнение, что эти две реки, впадая когда-то в Сырдарью. образовывали вместе гигантскую реку Гихон библейских сказаний. Во всяком случае, еще в XIX веке, в низовьях р.Чу камыш был настолько высоким (4-5м) и толстым, что из него делали плоты (сал) для переправы через эту реку, камыш этот также использовали в загонной охоте на сайгаков и из него возводили мемориальные сооружения из Камышевых матов («пашин»), высотой до 3-4 метров, называемые в народе «камыс-мола», которые благодаря устойчивости камыша к гниению,; сохранялись 150 ^ - 200 и более, лет (остатки таких сооружений были зафиксированы нами в

> низовьях р.Чу). Обмелевшая ныне Сырдарья. еще в средние века была

полноводной, а ее долина густо населенной. Как отмечали современники, от Саурана до Туркестана соловей мог на протяжении всего пути перелетать с крыши на крышу дома (Васифи). К первой столице Казахского ханства, Сыгнаку, из Сырдарьи был проведен полноводный канал — Тюмень-арык, остатки которого сохранились до сих пор.