Смекни!
smekni.com

по истории (стр. 4 из 7)

На «Ланскарте назначенным местам построение крепостей по литерам...» /Москва, РГАДА, фонд 248, КН 1164, л926, карта 254) была запланирована крепость В «при озере УСЬ КУЛЬ». Об этом мне напомнила легенда о Дуванкульской крепости на страницах местной газеты. По этому плану в 1737 году построили Еткульскую крепость. В крепость записалось 72 семьи охотников к перемене и зачислили еще в казаки 46 рекрутов «за укомплектованием оренбургского полку...» Одни первопоселенцы попали в штат автономного Исетского казачьего войска при ОКВ, другие остались за штатом и не получили от казны кошт и деньги, но их привлекали раз в три года для несения линейной службы на реке Уй и Яик. Все они стали пахарями целины.

Старшина безкоштных казаков Еткульской крепости Данила Кичигин в январе 1747 года стал вести переговоры с канцелярией Исетской провинции в Челябинске об отводе на «откуп» (в аренду) озер и ручьев для ловли рыбы и сбора хмеля на землях южнее Еткуля по Солянной дороге в сторону Ключевского редута сроком на пять лет /Москва, РГАДА, фонд 613, опись-1, книга 475, л.23). В переговорах с чиновниками он оправдал свою фамилию (в поморских говорах КИЧИГА - «изогнутая палка для молотьбы», - в переносном значении «пробивной, гибкий человек»). 20 (31) марта 1749 года по указу из Челябы ему «с товарищи 50 семейств» разрешили застроить и заселить заштатную крепость (слободу) бескоштными казаками в черте еткульской крепости - /«материалы по историко-статистическому описанию ОКВ; Вып. VII; Оренбург 1907 года стр. 92 п.112). А межевание земель произвели в 1762 году - Кичигино получило право решать земельные вопросы.

Еткуль заселили выходцы с севера Руси или их потомки согласно списков №№ 1 и 3 /Москва, РГАДА, фонд 248, опись 3, книга 114/. По традиции помор после окончания полевых работ глубокой осенью еткульцы провели отбор и маркировку деревьев, за зиму их спилили, отрубая сучья и вершины, а еще за лето 1749 года успели сделать землянки и частично распахать землю и посеять озимые. Временные поселения с землянками в те годы называлось деташемент. Семьи же переселенцев остались в Еткуле, на их плечи легли все основные полевые работы.

С наступления весны 1750 года древесина сосен и лиственниц становится мягкой, легкой для обработки в марте - апреле месяце - в это время, поморы на Руси рубили срубы. Пригнанные бревна находились в срубе по два три месяца: под тяжестью собственного веса они плотно прижимались, медленно высыхая в срубе. Но достаточно было пропустить это время(март-апрель), и лес терял свои качества: древесина твердела и коробилась - росли затраты труда и леса /И. Маковецкий «Русская изба»/. На возведение нового поселения обычно казакам давали льготу (освобождение от всех служб) на один год. Не все конечно еткульцы в Кичигинской крепости за лето 1750 года поставили избы и собрали первый урожай. Переселение, по моим наблюдениям, ( по документам) в новые слободки и крепости длилось 3-4 года при получении льгот; за 3 года возводили церковь и заплот. Некоторые на старом и новом месте до 11 лет /Крапивин в Миасской крепосте и Теченской слободе жил с 1737 по 1747 гг./.

Очевидно потомки кичигинских казаков в Хомутинине сохранили память о переезде из Еткуля в 1750 году. В первые годы не было причин и условий для поселения заимками на озерах.

Через 10 с хвостиком лет первый летописец нашего края П.И. Рычков в «Монографии Оренбургской губернии» писал о том, что «крепость Кичигино от Челябинска через Еткульскую крепость 68 верст... В ней жиле до 50 дворов, служилых казаков 78... укрепление имеет вокруг всего жило заплот с рогатками и надолбами».

После проведения межевания в 1762 году Кичигинская крепость стала штатной. Началось освоение земли. По III ревизии 1763 года в крепости числилось 353 души мужского пола /Екатеринбург, СОГА, фонд 101, опись - 1, дело 426/. Деревень крепость еще не имеет, но полевые избушки рыбаки и охотники очевидно уже на озерах срубили. 1768 год у казаков Кичигинской крепости Никиты Кичигина, Осипа Рудакова, Козьмы Першина, Андрея Нехорошкова мелют водяные мельницы на Увелке зерно, а у Михаила Сазонова на ветряке, а кузницы имеют Иван Фомичев, Василий Бабкин, кожемякой стал Парамон Скобелкин /Материалы по истории Башкирской АССР т.IV, книга 2, документ № 392 от 5 августа 1768 года/.

1795 год. Проводилась V Генеральная ревизия и Генеральное межевание земель. Составили через 5 лет (примерно 1800 год) «Генеральный план Троицкого уезда». На части VI показана деревня Хомутинине на северо-западном берегу овальной формы озера, против ее на другом берегу заимка фомичева /Москва, РГАДА, фонд 1356, карта 228/. В «Экономических примечаниях по Троицкому уезду Оренбургской губернии (1795 год) в деревне Хомутининской числится: 13 дворов, 20 мужских душ и 38 женских /Москва, РГАДА, фонд 1355, оп -1, дело 940, л. 106 об. /. Деревни Копанцевой, (она же Казанцева) еще нет.

1877 год. Материалы по статистике, географии и этнографии оренбургской губернии Вып. I. В поселке Хомутинин 64 двора, 143 души мужского полу и 262 женские души; поселок Казанцев (Копанцево) - 41 двор, 108 мужских душ и 109 женских душ.

«Емельян Матьфеев сын Казанцов пятидесяти пято лет. У него жена Настасья Денисова дочь пятидесяти, дети: Тимофей двадцати трех, Василей шеснатцати, доч Агафья семнадцати лет. Родом Исетской правинцы Исетского дистрикта Рафаилова М-Н-СТ-ря дворуовой крестьянин, а ие М-Н-СТ-ря сошел того же дистрикта в село Малую Мостовку и жил в том селе до 737 году. В подушной оклад положен во оном селе Малой Мостовке в дву душах и платил подушные ден ги по 739 год сполна повсегодно. Принят в казаки в 737 году маэором Дурасьвым» - так рассказал в декабре 1739 года первопоселенец Еткуля /Москва, РГАДА, фонд 248, опись 3, книга 144, л. 771 об./. Переехал в Кичигино, а его внуки заимку превратили в деревню Казанцеву (или Копанцево) при Кичигинском юрте.

1900 год «Списки населенных мест Оренбургской губернии»

3 военный отдел Оренбургского казачьего войска Нижнеувельский юрт - в поселке Хомутининском 99 дворов и 437 ситаничников; поселок Казанцевский - 83 дора и 386 жителей.

1926 год. Перепись - в центре Хомутининского сельсовета 176 дворов, 284 мужского пола и 348 женского пола, всего 632 человека; в поселке Копанцево (Казанцевский хутор) - 124 двора, 250 мужского и 295 женского пола. 1916 год. Хомутининский поселок центр станицы. 1996 год - 1410 человек к-з им. Куйбышева».

А вот что пишет в своем Реферате об истории села ученица Хомутининской школы Елкина Алена в 1987 году: [6]

«Село наше возникло около трехсот лет тому назад там, где рос непроходимый лес. Первые поселенцы прибыли сюда из Сибири, привезли с собой свои обычаи, свои песни, веселые наигрыши сибирской гармоники, которые и сейчас играет Вараксин И.А.[7] Постепенно приезжали сюда, на берег живописного озера, люди, обживались, строили, пахали, сеяли, пасли табуны быстроногих казацких лошадей. В основном, в селе обосновались зажиточные уральские казаки.

При помощи батраков очищали лесные поляны и засевали пшеницей, ячменем, овсом, коноплей. Прачки и стряпухи вели большое хозяйство. Как рассказывала Вараксина Анна Степановна, моя прабабушка, с семи лет ее отдали в няньки, потом в прачки, а затем с утра до ночи она стояла у печи, чтобы накормить хозяев и батраков.

Молодые казаки наполняли ряды царской армии, а власть, в свою очередь, помогала им держать в страхе батраков.

Места у нас замечательные: прекрасный бор, целебные грязевые озера. И не случайно в 1911 году доктор Шварцман открыл на озере Горьком частную грязелечебницу. Зажиточные господа, приезжали на лечение, развлекались, как могли. Адвокат Гаевский, например, стоявший на квартире у богача Согрина Михаила Мекитовича, держал специальную столовую для собак, в то время как бедняки добывали средства для существования иногда ценой своей жизни: убивали волков, за что получали от хозяев награду: за одного убитого волка - 25 метров мануфактуры, мешок муки или телку.

В 1911 году царские чиновники решили проложить железнодорожную ветку около одного из целебных озер. Но идея эта не осуществилась, потому что началась первая мировая война, а затем свершилась революция 1917 года. Часть казаков ушла с белыми, остальные, в основном беднота, присоединились к красным.

Начались ожесточенные бои на Урале с Колчаком. В самой деревне боев не было, но они гремели совсем близко: в Троицке, в Кичигино. Особенно жестокий бой был на Веселой горе в Кичигино. Не всегда бои заканчивались в пользу красноармейцев. Старожилы помнят, как после боя в Кичигино часть красноармейцев скрывались в погребе у Леонтьевой А.И., прятались в землянках из дерна, в которых жила беднота. В добротные деревянные дома, что располагались на самом удобном месте, на взгорье у озера, - заходить не рисковали. Пулеметы, оружие утопили у берега озера. (Поражает тот факт, что вода раньше у озера была на столько прозрачной, что ее заливали в самовары и пили чай). Белогвардейци при отступлении тоже топили оружие в озере. Даже в 50 -е года купающиеся мальчишки нащупывали ногами заржавевшие ручки утонувших в иле и песке пулеметов. Белогвардейци скрывались, конечно, у богачей и в церкви[8]. (В последствии священник явился одним из организаторов сопротивления Советской власти)».

Позволю себе высказать еще одну версию о происхождении двойного названия села:

Армаи – местное прозвище, так называли людей, которые приезжали в село и нанимались на работу к зажиточным казакам (в некоторых семьях воспоминания об этом живы до сих пор). Скорее всего, это были беглые крестьяне, каторжане, и прочий «безземельный люд», который бежал от своих хозяев (крепостные) или властей на Урал в период колонизации в конце 18 начале19 веков. Они жили в землянках, выполняли любую работу, работали за кусок хлеба. По рассказам старожилов эти люди жили в одной половине деревни, а те, что побогаче - в другой. Деревня разделялась как бы на две половины, и между ними был небольшой пустырь и рощица (теперь это место - центр села). Возможно поэтому, раньше одну половину села называли Хомутинино, а другую - Богровка.