Смекни!
smekni.com

Традиционные обучающие программы Начало зависимостей Факторы приобщения к психоактивным веществам (стр. 3 из 37)

Начало зависимостей

Логической предпосылкой создания эффективных профилактических программ является понимание того, когда и почему начинается потребление психоактивных веществ. Для большинства людей начальное экспериментирование и последующие регулярное потребление формируются в течение подросткового возраста. Поскольку потребление некоторых психоактивных веществ (табака, алкоголя) широко распространено, экспериментирование с ними рассматривается как совершенно нормальное явление. Здесь следует оговорить, что хотя экспериментирование само по себе может и не быть вредным, раннее экспериментирование обычно корректирует с более регулярным потреблением в последующем.

Потребление большинства психоактивных веществ первоначально связано с определенными социальными ситуациями. Потребление в одиночку является редким. Это привело ученых к предположению, что оно важно для социального взаимодействия и идентификации подростков. Хотя социальные и психологические факторы действительно влияют на первоначальное потребление, в момент, когда потребление становится более регулярным, все более и более важным становятся психофармакологические факторы. Они подкрепляют и поддерживают регулярное потребление. Не смотря на предостережения родителей, учителей, средств массовой информации, большинство подростков, употребляющих психоактивные вещества, обнаруживают примечательное отсутствие озабоченности возможной зависимостью и переоценивают личные способности. Например, подростки - курильщики верят, обычно, что смогут бросить курить, как только пожелают. Экспериментирование с одним веществом обычно ведет к экспериментированию с другими. Последовательность экспериментирования и регулярного потребления, наблюдаемая у большинства людей, указывает на так называемую последовательность приобщения. Большинство людей начинают обычно с употребления табака и алкоголя, а затем переходят к гашишу или марихуане. Некоторые от гашиша переходят к потреблению депрессантов, стимулянтов или психоделиков. Опианты и кокаин обычно находятся в конце последовательности. Поэтому употребление табака и алкоголя рассматривается специалистами как ворота, служащие входом для начинающих в области употребления психоактивных веществ.

Факторы приобщения к психоактивным веществам

Многочисленные источники свидетельствуют о том, что существует ряд факторов риска, способствующих и/или усиливающих начало потребления. В первую очередь приобщаются подростки, родители и старшие знакомые или друзья которые курят, пьют, употребляют наркотики. В дополнение к этим прямым социальным влияниям изображение потребления психоактивных веществ в средствах массовой информации, как приемлемого элемента поведения важного для популярности, сексуальной привлекательности и престижного проведения свободного времени, является незаметным, но важным фактором приобщения.

Знания, установки и личность подростка также влияют на вовлечение в потребление. Например, подростки, осведомленные о последствиях потребления для здоровья, социальной жизни и взаимоотношений с законом, обнаруживают тенденцию к более осторожному отношению к психоактивным веществам. Однако связи знаний, отношений и поведения сложные и не поняты до конца. Да и психологические характеристики, ассоциирующиеся с зависимостями, включают низкую самооценку, низкую удовлетворенность собой, повышенную потребность в социальном одобрении, пониженное доверие себе, высокую тревожность, низкую способность неагрессивно настаивать на своем, повышенную импульсивность, склонность к революционности, внешний локус контроля и слабость в усвоении роли взрослых.

Попавшие в зависимость от психоактивных веществ подростки отличаются рядом поведенческих черт, связанных с ориентациями, ценностями и стремлениями. Например, те, кто курят, пьют или употребляют наркотики, имеют худшие оценки в школе, реже участвуют в дополнительных мероприятиях после уроков, не занимаются спортом, не участвуют в клубных видах деятельности, и чаще вовлекаются в антисоциальное поведение: лгут, воруют, мошенничают. Известно, что различные психоактивные вещества обычно употребляются в комплексе. Так что, если подросток употребляет, например, опиаты, то он обычно также напивается и курит. В дополнение к тому, что употребление различных психоактивных веществ коррелирует одно с другим. Было обнаружено, что оно ассоциируется также с другими видами опасного для здоровья поведения: преждевременной сексуальной активностью, прогулами, проступками. Было установлено, и это одно из серьезных научных достижений прошедшего десятилетия, что различные виды опасного для здоровья поведения обычно уживаются вместе в одном человеке. Их корреляции высоки и справедливы как для девушек, так и для юношей. Кроме корреляций различных видов опасного для здоровья поведения между собой, они коррелируют сходным образом с большим набором личностных и средовых измерений психосоциального риска.

Важность последнего наблюдения состоит в том, что оказывается целый набор поведенческих проблем связан с одними и теми же лежащими в их основании факторами риска. Так что различные формы отклоняющегося поведения могут рассматриваться как синдром, а не как отдельные заболевания. Исходя из этого и ряда практических соображений, в настоящее время создаются профилактические программы, направленные на преодоление общих факторов, лежащих в основе эмпирически и теоретически связанных между собой поведенческих отклонений.

Употребление психоактивных веществ и развитие подростков

Начало и ранние стадии употребления психоактивных веществ являются преимущественно подростковой проблемой и происходят в контексте более масштабных психических и физических изменений. В течение подросткового периода индивиды обычно пробуют широкий спектр моделей поведения и стилей жизни просто вследствие естественного процесса дистанцирования от родителей, развития чувства автономии и независимости, идентификации и приобретения некоторых социальных навыков, которые необходимы для успешного функционирования в мире взрослых. Глубокие когнитивные изменения, наблюдаемые в начале пубертата, существенно меняют подростковый взгляд на мир и способ, которым он мыслит. Мышление в доподростковом периоде конкретно, ригидно и работает в соответствии с принципом “здесь и теперь”.

Мышление подростка более релятивистское, абстрактное и гипотетическое. Этот новый гипотетико-дедуктивный метод мышления подростка позволяет ему видеть широкий ряд логических альтернатив и возможностей принятия отклонений от установленных норм поведения, а также распознавать иррациональность и несоответствие тому, что взрослые говорят, с тем, что делают.

Важные изменения происходят также в сравнительном влиянии на подростка сверстников и родителей. Как только ребенок достигает подросткового возраста, наблюдается постепенное, но прогрессивное снижение родительского влияния, параллельное возрастанию влияния сверстников. Вследствие того, что принято называть подростковым эгоцентризмом, у подростков повышенная чувствительность к тому, как они выглядят, а также к своим личностным качествам и способностям.

Эти и другие подростковые изменения, повышают риск попадания под влияние давления группы сверстников. Комбинация подросткового эгоцентризма и все возрастающего доверия подростковой группе способствуют началу потребления психоактивных веществ. Одновременно, через подрыв прежде приобретенных знаний о потенциальном риске, связанном с наркотиками, познавательное развитие подростков служит повышению восприимчивости к потреблению психоактивных веществ.

Например, новая познавательная ориентация подростка позволяет ему раскрывать несоответствия в аргументах, предлагаемых взрослыми, или сформулировать собственные аргументы с целью игнорирования риска.

Таким образом, для полного понимания этиологии зависимостей необходимо понимание закономерностей развития, влияния на подростка группы сверстников, а также мотивации его поведения.

Теоретическое обоснование зависимостей

Хотя теорий этиологии зависимостей множество, только немногие из них могут быть использованы для построения эффективной профилактики. Более других полезными концептуальными рамками для понимания этиологии зависимостей являются теория социального научения Бандуры (1977) и теория проблемного поведения Джессора (1977). С позиций этих теорий зависимость может быть понята, как функциональное поведение, являющееся результатом социального научения, имеющее цель и являющееся результатом взаимодействия многочисленных социальных и личностных факторов.

Одни подростки могут начать употребление психоактивных веществ, так как ищут общения со сверстниками, которые курят, пьют, употребляют наркотики. Другие вовлекаются в потребление, используя психоактивные вещества как альтернативный путь достижения некоторых целей (двоечники стремятся стать популярными, приобрести социальный статус, повысить самооценку). У третьих употребление табака, алкоголя и некоторых других наркотиков может рассматриваться как попытка справиться с тревожностью, провоцируемой социальными ситуациями. Четвертые могут начать пить, курить и т.п. в результате того, что называется социальным научением. Например, когда они видят, что так делают люди, занимающие высокое положение. Подобную функцию выполняет реклама в СМИ и аргументы сверстников. Различия подростков в восприимчивости социальных влияний связаны с личностью. Те, кто имеет низкую самооценку и неуверенны в себе, низкую автономию и внешний локус контроля, с большей вероятностью попадают под социальные влияния. Таким образом, подростки могут начать пить, курить, потреблять наркотики в результате многих разных причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно “работать” с потенциальными мотивами потребления психоактивных веществ и обеспечить учащихся необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.