Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Тема содержания и особенностей реализации этнических стереотипов мало изучена в исследованиях отечественных ученых.
До настоящего времени пока нет исследований, которые были бы специально посвящены роли национальных стереотипов в развитии межнационального конфликта, а также взаимодействию их компонентов в условиях постоянно изменяющейся социально-политической ситуации в стране [15].
«Также практически не исследованными остаются возможности использования позитивных национальных стереотипов как средства регулирования межнациональных отношений. Отсутствуют и исследования, которые позволяют прогнозировать эффективность совместной деятельности представителей разной этнической принадлежности» [79, 76].
На анализе имеющихся исследований по проблеме этнических стереотипов в отечественной науке можно сделать следующие выводы. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, которые соединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов.
Необходимо отметить, что как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане – целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации; в динамическом плане – устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации; в структурном плане – сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов. Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно [63].
В отечественной психологии до конца 50-х годов термин «стереотип» вообще не использовался. Хотя изучалась проблема анализа поведенческих шаблонов человека [80]. Наиболее всесторонне это было рассмотрено в научных трудах П.А. Сорокина[74].
Не вводя в обращение термин «стереотип», он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы» [46, 13].
После научных трудов П.А. Сорокина проблеме устойчивых форм поведения долгое время не уделялось никакого внимания. И только в конце 50-х – начале 60-х годов в отечественных исследованиях появилась батарея научных трудов, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию «стереотип».
В.А. Ядов под стереотипом понимал «чувственно окрашенные социальные образы» [70]. И.С. Кон дает следующее определение термина «стереотип» – это «предвзятое, т.е. не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений» [37, 188].
В советской научной литературе исследованию проблемы стереотипов посвящаны труды таких отечественных исследователей, как Шихирева П.Н., Шерковина Ю.Л., Гаджиева К.С., Кона И.С., Ядова В.А., Зака Л.А., Кондратенко Г.М и многих других.
Исследования указанных ученых характеризует классовый подход к проблеме исследования стереотипов, в их работах наиболее часто встречается определение стереотипа как «образа» или «набора качеств», как достаточно примитивного или эмоционально окрашенного представления о действительности, неадекватно отражающего объективные процессы [30].
Но в настоящее время большая часть российских ученых (вслед за западными) стали более осторожно подходить к феномену стереотипа, считая последний преимущественно комплексным образованием и оценивая содержание его не только с негативной стороны (Агеев В.С., Васильева Т.В., Малышева И.В., Коробов В.К., Стефаненко Т.Г., Сорокин Ю.А., Янчук В.А. и др.).
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Анализ литературных источников, посвященных этнической идентичности, показал, что в настоящее время данный научный термин наполняется разнообразным содержанием.
Таким образом, необходимо сказать, что в зарубежной науки существует большее количество исследований, посвященных проблеме этнических стереотипов. Разработаны различные методики по выявлению данных стереотипов.
В отечественной науке данному вопросу уделялось меньшее внимание и потому в российской практике накопился небольшой опыт работы по данному направлению.
Таким образом, современное общество не существует без стереотипов, сформировавшихся в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Наиболее значительным стереотипом, которому оказывают значительное внимание в настоящее время, становится этнический или национальный стереотип. Это связано тем, что в настоящее время нарастает количество межнациональных конфликтов, что связано также с теми устоявшими представлениями в конкретном обществе о том или ином этносе.
В данном контексте необходимо уделять вниманию формирования этнических стереотипов среди молодежи, так как молодое поколение – это будущее любой страны. И от того, какие стереотипы будут сформированы у молодежи, будут зависеть их дальнейшие взгляды на другие народы, а также характер их взаимодействий с представителями того или иного этноса.
Исследовательская работа проводилась в естественных условиях и имела целью выявление наличия этнических стереотипов у современной молодежи, а также гендерных особенностей данных стереотипов.
В задачи исследования входило:
- рассмотреть понятие «этнический стереотип»;
- выявить основные виды этнических стереотипов;
- проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов;
- дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов;
- выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи;
- выявить гендерные особенности этнических стереотипов:
- разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов.
Предмет исследования – стереотипы в обществе.
Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения.
Всего в исследовательской работе приняло участие 40 студентов, которые в ходе экспериментальной работы были разделены на две группы.
Исходная гипотеза состояла из следующего предположения:
1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.
2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.
Прежде чем провести наше исследование мы разделили испытуемых на две группы по гомогенному признаку: группу юношей и группу девушек.
Исследование было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва.
В исследовании приняло участие 40 студентов в возрасте 17-21 год. Из них 20 девушек и 20 молодых людей. Респонденты являются представителями немецкого и русского этносов, при этом соотношение их равное: 20 – русских, 20 представителей немецкого этноса.
Для того чтобы определить точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, анкеты.
Вырезано.
Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.
Данные рекомендации включают:
1. Разработка этических нормативов для конкретной молодежной группы, приемлемых во всем мире.
2. Учет этических вопросов при разработке стратегии.
3. Уход с сомнительного рынка при возникновении неразрешимых этических проблем.
4. Составление периодических отчетов о воздействии на этику.
5. При разработке этических нормативов молодежной группы необходимо учитывать традиции и культуру регионов.
Немаловажна роль и значение психолога в учреждениях с многонациональной структурой, как, например, Российский университет дружбы народов г. Москва.
Психолог в многонациональном учреждении является этнопсихологом. Главным в сложившейся ситуации становится создание социально-психологических условий для психокоррекции и формирования этнической идентичности в процессе образования.
Психолог, осуществляя приемы психологического сопровождения, оказывает психологическую помощь в конструировании этнопедагогической среды. Он участвует в психологическом обеспечении процессов внедрения учебных предметов этнокультурного цикла; в создании учебно-промысловых угодий.
Так же психолог должен особое внимание уделять повышению этнопедагогической культуры педагогов, их профессионального совершенствования знаний в области этнопсихологии и этнопедагогики. Психолог через условия практической, творческой и коррекционной работы с молодым поколением способствует присвоению ими ценностного отношения к своему этносу, традициям, обычаям.