Смекни!
smekni.com

Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6 (стр. 5 из 7)

-ни в коем случае нельзя насильно принуждать к участию в практике. Нужно заранее оговорить, что любой из студентов всегда может отказаться от дальнейшей работы, однако при этом не должен мешать остальным.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Кроме того, в тренинге ставится важная проблема "границ" толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важной целью тренинга является формирование у студента способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Для решения поставленных целей используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь".

Общие рекомендации по проведению тренинга

Программа рассчитана на 11 занятий продолжительностью от 1 часа до 1 часа 20 минут. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено. Число участников не должно превышать 15 человек.

Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы "толерантной" атрибутикой (продуктами творчества студентов) и позволяла бы студенту сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Ведущему также важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности студента. Особенно это касается групп, которые по окончании тренинга не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Два занятия отличаются по своей структуре от остальных. На первом занятии принимаются правила групповой работы (за соблюдением которых ведущему предстоит следить в течение всей работы группы), добавляется вводная часть (ознакомление с проблемой) и процедура знакомства участников тренинга. Восьмое занятие целиком посвящено проведению игры.

Заключение

В настоящее время в связи с нарастающими конфликтами между нациями или этносами особое значение уделяется проблем этнических особенностей, в частности большое внимание уделяется формированию этнических стереотипов.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что проблема этнических стереотипов многогранная, детерминированная и при всей кажущейся ее изученности остается открытой.

Под этническим стереотипом в своей работе мы понимаем обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп.

Поскольку этнические стереотипы часто затрудняют жизнь представителей различных этносов, мы считаем, что в современной психологии необходимо детально их изучить с целью выработки стратегии развития этнического равенства.

В своей работе мы рассмотрели особенности этнических стереотипов современной молодежи.

Для того чтобы сделать объективные выводы по нашему исследованию мы использовали 4 метода исследования: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование.

Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать ряд выводов:

1. По мнению женщин, положительными качествами обладают русские и казахи (приветливость, честность и др). У татар и евреев отмечаются как положительные, так и отрицательные (хитрость, упрямство) черты характера. Чеченцы от остальных этносов отличаются грубостью.

2. По мнению юношей, русские и казахи практически ничем не отличаются от представителей других национальностей. Татары более дерзки. Евреи отличаются способностями и независимостью. Зато чеченцы имеют целый ряд негативных отличий (конфликтность, своеволие, дерзость, агрессивность, наглость).

3. Наблюдаются гендерные различия этнических стереотипов и в стилях поведения в конфликтах (между чеченцами (жесткий стиль) и русскими и евреями (демократический тип).

4. Этнические стереотипы касаются проблемы этноидентификации.

Таким образом, проведя данное исследование, модно сказать, что мы полностью подтвердили выдвинутую гипотезу:

1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Рассмотренные нами аспекты изучения этнических стереотипов далеко не исчерпывают всего разнообразия подходов и методов исследования этой области социальной психологии. Множественность точек зрения на содержание, своеобразие и роль этнических детерминант восприятия и обилие работ, посвященных этому вопросу за последнее время как в России, так и за рубежом, лишний раз демонстрируют актуальность и важность изучения особенностей межэтнического восприятия.

На основании полученных результатов исследования нами были разработаны рекомендации для специалистов, работающим с молодежными группами, в состав которых могут входить разные этносы.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в практическом применении данных рекомендаций, а также возможно разработать программу мероприятий, способных оказывать влияние на формирование этнических стереотипов современной молодежи.

Библиография

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания / Абдулкаримов,Г.Г. // Образование в соврем.шк. - 2002. - №4.-С.35-43

2. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов //Вопросы психологии. -1986. - №1

3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – 355с.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоцилогия. Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. - М., 1999. - 234 с.

5. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В.Бабаева. – Воронеж, 2000 – 232с.

6. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Уч.-метод. пос. для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 12 с.

7. Баранова Т. С. Психологическое исследование социальной идентичности // Социальная идентификация личности. – М., 1994. Кн. 2. С. 202-237.

8. Баронин А.С. Этническая психология: учеб. пособие. – Курск, 2000. – 266с.

9. Батурина О.С. Структура межличностной толерантности в представлениях студенческой молодежи / О.С. Батурина // Образование и саморазвитие. Казань: КГУ, 2008. - №4. - С. 138-143

10. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. – М., 1994. – 366с.

11. Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1986 – 334с.

12. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М., 1996 – 216с.

13. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История "Первое сентября". -2002. №20. -С. 13