Смекни!
smekni.com

Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи 6 (стр. 1 из 7)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи. 7

1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды.. 7

1.2. Психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов 20

1.3. Опыт исследования этнических стереотипов в отечественной и зарубежной психологии. 32

Выводы по главе. 39

Глава 2. Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи. 40

2.1. Организация методики исследования. 40

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи. 45

2.3. Практические рекомендации специалистам, работающим с молодежными группами, в состав которых входят разные этносы с соответствующими этническими стереотипами. 56

Заключение. 74

Библиография. 76

Введение

В настоящее время наблюдается изменение социальной структуры общества, кризис общества, кризис в разных сферах общественной деятельности государства».

Эти изменения способствуют трансформации форм общения между этносами. В результате общения между личностями проявляются индивидуально-психологические своеобразия представителей той или иной этнической общности, наблюдается взаимный обмен информацией, повышается значение национального сознания, изменяются интересы, возникают взаимные симпатии и антипатии.

Сегодня распространены различные стереотипы, в том числе стереотипы этнические. Именно стереотипы в большей мере определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Этнические стереотипы позволяют формировать отношение к той иной группе этносов, к представителям различных этнических общностей.

Сегодня во всем мире отмечается значительное увеличение значения этнических процессов в сознании общества. Осознание этнической принадлежности к определенному этническому обществу, поддержание этнического самосознания является актуальным как для отдельных индивидов, так и целых народов. В этой ситуации изучение этнического самосознания, а также изучение этнических стереотипов приобретает исключительную ценность.

Стереотипы – это неотъемлемый элемент обыденного сознания. Суть стереотипа состоит в том, что он выражает отношение, установку данной конкретной социальной группы к определенному явлению.

Этнические стереотипы представляют собой обобщенные, устойчивые, эмоционально насыщенные, сложившиеся в исторической практике межэтнических отношений, образы этнических групп, которые регулируют восприятие ее представителей и планирование взаимодействия с ними.

Так как данный вид стереотипов определяет взаимодействие общества того или иного государства. А как известно, большинство населения различных государств является многонациональным, содержащим несколько этносов. Без учета этнических стереотипов и незнание этнических особенностей, могут возникать различные межнациональные конфликты.

Учет социально-психологических особенностей развития механизмов функционирования этнических стереотипов среди современной молодежи в настоящее время представляет ценность.

Это связано с тем, что учет этнических стереотипов у современной молодежи имеет большое значение для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах.

Психологическим особенностям этнических стереотипов современной молодежи посвящены научные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Теоретические позиции автора реализованы в различных социально-культурных средах, и это позволяет эмпирическим путем подтвердить теорию, проводить действительно научное изучение изучаемого феномена.

В русле концепции В.С. Мухиной при нарушениях этнической идентичности личности проводилась психокоррекционная работа в ряде регионов России.

Изложенная концепция послужила теоретической и методологической основой для многих исследователей психологической школы В.С. Мухиной.

Помимо этнопсихологических исследований на материалах народов многих стран мира, в нашей стране проводились работы следующими авторами: Л.В. Попова (1986); Л.И. Алексеева (1994); А.А. Иванова (1995); Ж.В. Топоркова (1996); З.И. Айгумова (1997); Т.А. Талалуева (1997); С.А. Хазей (1998); З.М. Гаджимурадова (1998); Т.Ц. Дугарова (1999); Е.П. Тимофеева (2000) и др. Кроме того, был выполнен ряд исследований среди детей и подростков коренных малочисленных народов Севера: саамы – А.М. Кушнир (1988); алеуты — К.А. Тимошенко (1996) и др.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного исследования.

Цель исследования – изучить психологические особенности этнических стереотипов у современной молодежи.

Предмет исследования – стереотипы в обществе.

Объект исследования – этнические стереотипы современного молодого поколения.

Гипотезой данного исследования является исходное предположение о том, что:

1. Гендерные особенности во многом влияют на этнические стереотипы.

2. Стереотипы современной молодежи касаются этнодифференцирующих признаков личности.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «этнический стереотип»;

- выявить основные виды этнических стереотипов;

- проанализировать психологические условия формирования и изменения этнических стереотипов;

- дать анализ имеющему опыту зарубежных и русских исследователей по проблеме изучения этнических стереотипов;

- выявить экспериментальным путем психологические особенности этнических стереотипов современной молодежи;

- выявить гендерные особенности этнических стереотипов:

- разработать рекомендации, направленные на преодоление этнических стереотипов.

Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Гумилев, Кон И. С., Рябова Т. Б. др.), методологические принципы отечественной психологической науки:

- принцип детерменизма;

- принцип развития;

- принцип личностного подхода;

- принцип системного подхода;

- принцип единства психики (внутреннего) и предметной деятельности (внешнего).

В ходе исследования использовались теоретические методы (конспектирование, цитирование, анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические методы (анкетирование, моделирование).

Эмпирическое изучение проблемы было организовано на базе Российского университета дружбы народов г. Москва.

Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей и родителей, направленные на предотвращение этнических стереотипов, развитие толерантности.

Данное исследование представлено в виде дипломной работы, включающей введение, главу 1 «Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», главу 2 «Эмпирические исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи», заключение, список литературы, состоящий из библиографического описания 40 источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследования психологических особенностей этнических стереотипов современной молодежи

1.1. Понятие этнического стереотипа и их виды

Национальная проблематика - исключительно актуальная в наш бурный век прогресса и социальных потрясений - издавна привлекала внимание мыслителей всех времен и народов. Особая важность этой темы для каждого человека, вероятно, связана с тем, что принадлежность к той или иной нации является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Вообще, принадлежность к группе, ощущение себя частью "мы" является доминирующим, базовым стремлением человека и уже давно рассматривается в психологии в качестве общего психологического закона. Но формирование чувства причастности к некоему "мы" неразрывно связано, или даже является следствием появления концепции "чужие": "Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о "них". Только ощущение, что есть "они", рождает желание самоопределиться по отношению к "ним", обособиться от "них" в качестве "мы"... Именно противопоставление своей общности другой всегда способствовало фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и тем самым - скреплению общности"[8, 45].

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:

1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;

2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.