Потребность уменьшения тревоги побуждает человека «уходить» в виртуальную реальность, в тот мир, где он сильнее всех, в отличие от мира реального. Виртуальный мир уменьшает тревогу на время игры, но после выхода из нее тревожность вновь увеличивается, более того – ее уровень становится выше исходного, т.к. каждое «вхождение» в виртуальный мир усиливает диссонанс между реальностью и виртуальным миром, усиливая дезадаптацию.
Человек попадает в замкнутый круг, точнее, спираль, каждый виток которой усиливает дезадаптацию и тревожность, что создает еще более сильную потребность в игре, а это, в свою очередь, усиливает зависимость.
Такой «круговорот» можно считать еще одним механизмом формирования и усиления зависимости, наряду с механизмами, основанными на потребностях в принятии роли и ухода от реальности.
Разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии (стадия легкой увлеченности, увлеченности, зависимости и привязанности) представляется важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции, т.к. предполагает типологизацию аддиктов, исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости.
Существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а следовательно есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.
Последствия компьютерной зависимости еще до конца не изучены, но, по данным врачей-психологов, на сегодняшний день ситуация становится критической. Компьютерная зависимость влияет на все сферы жизнедеятельности подростков: работа, семья учеба, общество.
Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: уровень тревожности подростка находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие 30 подростков.
В ходе исследования были использованы следующие методики: анкета для определения степени увлеченности подростков компьютерными играми и тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Анализ полученных в ходе эксперимента результатов позволил нам констатировать наличие зависимости уровня тревожности от времени, которое уделяют подростки для компьютерных игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. – М.: Сканрус, 2003. – 336 с.
2. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И. Г. Белавина // Вопросы психологии. – 1991. - № 9. – С.62-69.
3. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / А. Е. Войскунский. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С.251-253.
4. Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. - № 1. – С.94-102.
5. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
6. Касапчук, А. Компьютерная зависимость / А. Касапчук // http://www.tiensmed.ru/
7. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. / М. Кастельс / под ред. О. Шкаратана. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. – 608 с.
8. Коринн, С. Соскочить с крючка: Как избавиться от вредных привычек и пристрастий / С. Коринн. – СПб: Питер, 1997. – 360 с.
9. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990. – 224 с.
10. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 460 с.
11. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков / С. А. Кулаков. – М.: Фолиум, 1996. – 70 с.
12. Ламот, А. Программирование игр для Windows. Советы профессионала, 2-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003. – 880 с.
13. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. – М., МЕДпресс, 2001. – 432 с.
14. Москаленко, В. Д. Зависимость: семейная болезнь / В. Д. Москаленко. – М.: PerSe, 2002. – 335 с.
15. Моторин, В. Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе / В. Н. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12. – С.21-26.
16. Панов, С. «Интернет-зависимость»: причины и последствия / С. Панов // Учитель. – 2007. - № 12. – С.12-16.
17. Стукова, О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! / О. В. Стукова // Аномалия. – 1996. – № 23.
18. Яманова, Т. Новый вид наркомании / Т. Яманова //Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета
В настоящее время дети увлекаются компьютерными играми. Чтобы определить как дети проводят свое свободное время, что их больше интересует, была разработана эта анкета, на вопросы которой мы просим тебя ответить:
1. Как ты проводишь свое свободное время?
а) Читаю художественную литературу c
б) Смотрю передачи по телевизору c
в) Играю на компьютере c
г) Общаюсь с друзьями c
2. Если ты играешь в компьютерные игры, то где это происходит?
а) Дома c
б) В интернет-кафе c
в) У друзей c
г) В школе c
3. Сколько примерно времени каждый день ты играешь на компьютере?
а) 2 часа в день c
б) До 2 часов в день c
в) Меньше 1 часа в день c
г) Я вообще не играю на компьютере c
4. Стараешься ли ты подражать героям компьютерных игр?
а) Часто c
б) Иногда c
в) Редко c
г) Никогда c
Приложение 2
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».
Суждения
№ п/п | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершен-но верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |