Смекни!
smekni.com

Задачи:   Сформировать представление о натурализме как художественном методе. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений Достоевского (стр. 3 из 10)

Развитие натурализма связано с движением от пограничных романтическо-натуралистических форм (бытописательный роман, натуралистическая проблематика в романтическом «романе идей» и «романе воспитания») к опять-таки пограничным — натуралистическо-символистским образованиям. В 1860-80-е г.г. Натурализм выразил свои возможности прежде всего в романе. В 1890-е в центре его интересов — драма. Новый виток натурализма наметился вместе с преодолением (и усвоением на натуралистической основе) символизма в начале XX века.

Главные открытия натурализма — новая концепция писательства (опора на личный опыт и его стилизацию; репортерство — сбор материала и «вживание» в него, изучение специальной литературы, языка конкретной среды, применение литературных «приемов» в зависимости от художественной задачи); установка на «безличность» - такой метод письма, при котором произведение как бы «вынашивается», «пишется самим собой», и автор отвечает, прежде всего, за естественность и концентрацию стиля. Натурализм утвердил особый, стремившийся к преодолению описательности «рассказывания», тип психологизма, или «показ» (фиксация внутреннего и внешнего состояния персонажей). Его разновидности — импрессионистический «подтекст», а также «внутренний монолог», который постепенно трансформируется в «поток сознания» - эффект текучести восприятия, которое смешивает в сознании прошлое и настоящее, высокое и низкое.

В национальных литературах натурализм по-разному и в разное время обозначил свои приоритеты: во Франции - «физиологизм» и «импрессионизм», в России - «бытописательство», «реализм» и «правдоподобие», в Германии - «экспрессионизм», в Англии и Америке - «регионализм», «неоромантизм», «модернизм», в Италии - «веризм» и «неореализм».

2. Натуральная школа.

Натуральная школа — обозначение существовавшего в 40-50-е г.г. XIX века вида русского реализма, преемственно связанного с творчеством Н.В. Гоголя и развивавшего его художественные принципы. К натуральной школе относят ранние произведения И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена, Д.В. Григоровича, В.И. Даля, А.Н. Островского, И.И. Панаева и др. Главным идеологом натуральной школы был В.Г. Белинский, развитию ее теоретических принципов содействовали также В.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.

Представители натуральной школы группировались вокруг журналов «Отечественные записки» и позднее «Современник». Программными для натуральной школы стали сборники «Физиология Петербурга» (ч.1-2, 1845) и «Петербургский сборник»(1846). В связи с последним изданием возникло и само название натуральная школа: Ф.В. Булгарин («Северная пчела» 1846) употребил этот термин в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н.В. Гоголя; Белинский, Майков и др. взяли это определение, наполнив его позитивным содержанием. Белинский придал термину «натуральная школа» положительный смысл: «натуральная школа» - значит естественная, правдивая, стремящаяся к изображению жизни без прикрас. Благодаря Белинскому этот термин вошел в широкий обиход и закрепился в критике и литературоведения.

Наиболее четко новизна художественных принципов натуральной школы выразилась в «физиологических очерках» - произведениях, ставящих своей целью предельно точное фиксирование определенных социальных типов («физиологии» помещика, крестьянина, чиновника), их видовых отличий («физиологии» петербургского чиновника, московского чиновника), социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек, достопримечательностей и т.д.

Натуральная школа характеризовалась критической и демократической направленностью, сознательным осуществлением реалистических принципов, интересом к проблемам общественной среды (и соотношения с нею природы человека), а также спецификой жанровых форм, типа героя, конфликта, сюжетосложения.

Стремлением к документальности, к точной детали, использованием статистических и этнографических данных, а подчас и внесением биологических акцентов и типологию персонажей «физиологический очерк» выражал тенденцию известного сближения образного и научного сознания в эту пору и, как и во французской литературе («физиология» О. де Бальзака, Жюля Жанена и др.), содействовал расширению позиций реализма. Вместе с тем неправомерно сведение натуральной школы к «физиологиям», так как над ними возвышались другие жанры натуральной школы — роман, повесть. Именно в романах и повестях натуральной школы нашел выражение конфликт между «романтиком» и «реалистом», была раскрыта эволюция персонажа, испытывающего непреодолимое воздействие социальной среды.

Своим интересом к скрытым причинам поведения персонажа, к законам функционирования общества как социального целого натуральная школа также оказалась близкой западноевропейскому реализму 1840-х годов, что было отмечено Белинским при сопоставлении романов Гоголя и Ч. Диккенса.

«Натуральная школа» расширяла тематический диапазон всей литературы, обращала пристальное внимание на тех самых извозчиков, дворников, торговцев, слуг, кухарок, которые раньше лишь упоминались. Теперь эти мелкие люди выступали на первый план, их судьба становилась интересной. Демократизировалась литература в общем своем тоне. В литературный язык вторгалась масса новых народных слов и выражений. Нарастал социально-обличительный пафос, раскрывался механизм русской общественной жизни, противоречивая взаимосвязь сословных отношений.

Объединение в натуральную школу многих талантливых писателей, ставшее возможным на почве широкого антикрепостнического фронта, позволило школе сыграть важную роль в становлении и расцвете русской литературы критического реализма.

Рассмотрим черты натурализма в творчестве Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».

3. Эпоха, изображенная в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый в ряду пяти крупных романов Достоевского («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»). Этот роман занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни.

Сороковые годы XIX века, когда начали складываться идейные интересы и идеалы Достоевского, были началом очень большого и глубокого перелома во всей русской общественной жизни — постепенного превращения России крепостнической в Россию буржуазную. Назревал общий кризис самодержавно-крепостнической системы.

К 1845 году вокруг Белинского формируется группа молодых писателей, получивших название гоголевской, или «натуральной», школы. Противопоставляя себя всему старому, деградирующему, самодержавно-крепостинческому укладу жизни, эти передовые люди намечали для своей страны, для своего народа пути в будущее, и эти пути освещались для них идеалом социализма. Это был социализм мечтательный, утопический, еще не опиравшийся на понимание законов общественного развития. Также социализм был для них основой для постановки и разрешения философских и эстетических вопросов и мерилом нравственной оценки поведения человека.

В такой идейной атмосфере и начал свое творчество молодой разночинец, Федор Михайлович Достоевский. В юности он часто испытывал материальную нужду из-за скудной поддержки семьи, чувствуя себя одним из петербургских бедняков. И это сближало его с демократическими низами населения столицы, быт которых он уже тогда стремился «изучать». Отсюда возникали и его первые творческие замыслы.

В 40-50-е года идеалы утопического социализма, столь привлекательные для молодого Достоевского, лишь в слабой степени нашли непосредственное выражение в его произведениях. Гораздо большее значение имели для него наблюдения и впечатления жизни Петербурга.

А Петербург — не только местопребывание царского двора и высшей знати, но и крупнейший в стране бюрократически-буржуазный центр — являл поражающие, резкие контрасты богатства и бедности, неограниченной власти и произвола высших чиновников и бесправия, нравственной забитости служилой бедноты. И с первых шагов своего творчества Достоевский проявил себя писателем «урбанистом», по-своему продолжавшим творческую традицию гоголевских петербургских повестей. «Все мы вышли из шинели», - сказал он впоследствии о себе и других молодых писателях «натуральной школы»[1]. Достоевский уже в своих ранних произведениях проявил преобладающий интерес не к бытовому укладу своих героев, а к их внутреннему, нравственному миру в его развитии.

Роман «Преступление и наказание» вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют прежде всего нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные крестьянской реформой 1861 года и последующим разгулом капиталистического хищничества.

В самом романе мы находим множество указаний на те факты из окружающей жизни, которые воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после проведенной реформы.

Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все его нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм, несущий вражду, хаос, Лужиных и Свидригайловых. «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла... Разложение — главная видимая мысль романа», - писал Достоевский в черновых тетрадях к своему предпоследнему роману «Подросток»[2]. Но эти слова можно с полным правом отнести и к роману «Преступление и наказание».

Падение нравственности, рост преступности составляют основной мотив «Преступления и наказания», к которому писатель возвращается вновь и вновь, делая тревожащие его вопросы предметом раздумий всех своих героев. Стремясь придать произведению характер животрепещущей современности, Достоевский развертывает свой замысел на фоне главных идей, запросов и фактов своего времени, создающих в сознании читателя живое впечатление текущего дня.