Смекни!
smekni.com

Задачи:   Сформировать представление о натурализме как художественном методе. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений Достоевского (стр. 6 из 10)

Портрет Порфирия Петровича: «Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закругленной на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно доброе и даже насмешливое. Оно было бы даже добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытым почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшего в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было бы от нее ожидать».

Портрет Свидригайлова: «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румянами, алыми губами, со светло-белокурою бородой и с довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

В этих словесных портретах есть, конечно, общие социальные, характерологические, возрастные приметы: Мармеладов — спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов — моложавый развратный барин, Порфирий Петрович — болезненный хитрый следователь. Но не в этом, конечно, своеобразие Достоевского, не в обычной наблюдательности реалиста.

Общий принцип изображения всех, столь разных, лиц в том, что эти лица-маски и краски на лицах наведены резко и грубо, как на масках, и неподвижность, как на масках. Но сквозь маски проглядывают глаза. Они во всех портретах Достоевского — самая важная, самая значительная часть лица. Через них можно проникнуть, как сквозь щель, в само помещение, в душу человека. И тогда обнаруживается нечто свойственное только Достоевскому. Во всех этих описаниях портретов чаще всего употребляется слово «странные», все эти лица странные. Они не обычны, потому что люди Достоевского исключительны. В них сгущены главные свойства; все в них слишком доведено до предела, до перенапряжения. Они поражают контрастами, сочетанием противоположных качеств, раздвоением. В глазах Мармеладова были «и смысл и ум», но, «мелькало как будто безумие»; в «красивом» лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное»; в глазах Порфирия Петровича было «нечто гораздо более серьезное», чем можно было ожидать.

Сопоставляя эти особенности портретной живописи с общими чертами художественной манеры Достоевского, мы обнаруживаем стилевое единство; более того, мы понимаем, что вся его поэтика едина и целенаправленна. В жанре полифонического идеологического романа только такими и должны быть портретные характеристики людей сложных, раздвоенных, контрастных, людей напряженной мысли, таящих в себе душевные бездны. Эти портреты — своего рода «идеологические» портреты. Достоевский стремится вскрыть в описании лица идею человека.

Портрет в романе «Преступление и наказание» - это важное художественное средство характеристики героя и раскрытие авторской позиции. Портрет играет одну из главных ролей, помогая нам проникнуть в духовный мир героя, определить истинную суть каждого из них. Достоевский при помощи портретных характеристик показывает не только противоречивость своих героев, но и развитие их внутреннего мира.

6. Петербург Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Петербург занимает важное место в произведениях Ф.М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть своей жизни. В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский не описывает архитектурных красот города, да и в целом уделяет немного внимания его внешнему облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем.

Вступая в Петербург Достоевского, мы оказываемся в очень необычном духовном мире, жестоком и фантастичном. Этот город — целый своеобразный мир, живущий напряженной внутренней жизнью, в котором страдают от унижений и оскорблений, терзаются над вопросами бытия герои романа писателя.

Роман открывается действием, которое происходит в грязных петербургских трущобах, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные, голодные, нищие дети. Везде «темно, душно, грязно», «грязь, вонь и всякая гадость».

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка...» Такой образ Петербурга, мира доходных домов, грязных улиц, дворов-колодцев и распивочных, заслоняет в романе строгие линии царственных набережных. Прекрасная панорама города почти исчезает, сменяясь образом «страшного мира». Причем красота архитектуры становится в романе скрытым символом ненормальности той жизни, на которую обречены в Петербурге герои Достоевского.

Городской пейзаж в «Преступлении и наказании» - пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием. Так, безрадостный городской пейзаж соответствует лихорадочным блужданиям Раскольникова. Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург на человека, глубоко враждебен и неприятен всем его жителям. Герои романа, жившие в подвалах на петербургских окраинах, не видят зелени полей и лесов, солнечных лучей, не дышат свежим воздухом.

В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома. Даже зной, духота и зловоние — неизменные атрибуты жаркого петербургского лета — кажется, используются Достоевским не столько в качестве характеристики обстановки действия, а как выражение психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этих стенах.

Комнаты петербургских домов сравниваются с гробами. В каморке похожей на шкаф или на гроб, часами лежал и думал Раскольников; здесь созревала у него идея убийства. Как воплощение несчастной судьбы Сони рисуется и ее комната, почти нежилая, похожая на сарай. При виде этих комнат невольно рождается представление о темной силе, которая губит человеческое счастье или разрушает личность.

Очень важное значение имеет в романе описание жилища Родиона Раскольникова: «Крошечная комнатушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Раскольников живет в каморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». Поэтому не удивительно, что лежа там часами, он вынашивал в себе мысль об убийстве. «А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!» - говорит он Соне. Герой ощущает себя в ней словно в тюрьме и постоянно испытывает потребность выйти из этих мрачных стен. Правда, и вне пределов своей «конуры» он не находит облегчения: именно в такой обстановке и могла зародиться теория Раскольникова, приведшая его в конечном итоге к преступлению.

Ничем не лучше и комнатушка в самом конце лестницы, на самом верху, под крышей, в которой ютится семейство Мармеладовых. Достоевский вновь предельно точен в ее описании: читатель запомнит и «закоптелую дверь», и «дырявую старую простыню», служившую в качестве перегородки. Дело не только в нищете, которая является неизбежным уделом бедняков. В сущности, у героев Достоевского вообще нет дома как такового, самое большее, чем они обладают, - это временное пристанище, в котором сами они чувствуют себя крайне дискомфортно. Однако какими бы убогими и жалкими ни были их углы, перспектива быть выброшенными на улицу, остаться вовсе без крыши над головой еще страшнее. А эта угроза постоянно витает и над Раскольниковым, и над Разумихиным, и над Мармеладовым, и над тысячами таких же, как они. О Раскольникове, например, сказано, что он нанимал каморку «от жильцов», то есть у тех, кто сам не имеет собственного дома и, в свою очередь, снимает квартиру. Это не просто точная деталь, но и символ крайней неудовлетворенности, неустроенности героев.

Сдавленное пространство примыкающих к Сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург в романе. Раскольников просто не замечает города, он поглощен своими тяжелыми мыслями. Ему знаком только такой Петербург: «...духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу». Характерно, что духота везде в этом городе — и в комнате Раскольникова, и в комнате Сони, и в кабаке, где главный герой встречает Мармеладова.

В сентябре 1865 года в письме к М.Н. Каткову Достоевский отметил, что в «Преступлении и наказании» действие современное, в нынешнем году»[7].

Лето 1865 года, к которому относится действие романа, было действительно чрезвычайно жарким в Петербурге. «В городе в последнее время стоят страшные жары. Проходя по улицам, буквально задыхаешься от зноя. После долгих холодов этот зной еще невыносимее», «жара невыносимая, духота, зловоние из Фонтанки, каналов»[8].

Для Достоевского изображение жары было не только средством для придания роману колорита современности, но и послужило приемом, организующим образ героя в период созревания в нем преступного замысла. «Чрезвычайно жаркое время» - это не просто метеорологическая примета. Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский показал жизнь в Петербурге людей, задавленных нищетой. В произведении не упоминается знаменитый Невский проспект — бедноте там не место. Писатель показывает, что чаще всего обездоленные обитают в кабаках и распивочных. Мы видим, как, получив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, смрад, «и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется от одного воздуха можно в пять минут делаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьянством: «А коли не к кому, коли пойти больше некуда?».