Смекни!
smekni.com

Задачи:   Сформировать представление о натурализме как художественном методе. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений Достоевского (стр. 8 из 10)

Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона – проверить себя, конечно, пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы, Алены Ивановны, которой он сам носил заклады. Для него было бы выходом, если бы он нравственно вынес пролитие крови и оказался бы тем самым из породы новаторов. А на полученные деньги он мог бы спасти себя и свою семью от безысходной нужды и выбиться в люди и проявить далее выдающиеся способности и искупить этим свое преступление.

Но Раскольников был юноша честный и совестливый. Убивать в своих личных целях, совершать обыкновенное уголовное преступление, ему было мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жесткость первой, но тоже была основана не бессознательном обмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата.

Эта вторая теория была как будто благородной. Но все-таки это была «теория» - рассудочное, умственное построение, основанное на расчете. Так и говорили о ней в подслушанном Родионом разговоре студент и офицер, у которых, оказалось, было такое же направление мыслей.

Значит, Раскольников внутренне готовил себя к пролитию крови отвлеченными теориями, в которых жизнь и смерть человеческая определялись не нравственными побуждениями, а умственными расчетами. Такие теории оправдывали преступление, толкали на него бедного, голодающего студента в жестокой жизни пореформенного Петербурга. Раскольников еще долго мучился бы противоречиями между своими тайными, теоретически оправданными намерениями и своим глубоким душевным протестом против них. И он, может быть, так и не убил бы старушонку, если бы необходимость немедленно спасать свою сестру и мать от Лужина не встала бы перед ним внезапно со всей силой. Тогда он взял топор, застал Алену Ивановну одну в квартире и зверски убил ее. Если бы он не подготовил себя к этому своими теориями, он не совершил бы преступления.

Основной замысел романа Достоевского и заключался в том, чтобы показать, до чего могут довести образованных русских людей отвлеченные эгоистические расчеты, навеянные будто бы извне, чуждые им по национальным особенностям их «натуры», и до какой степени могут быть безнравственны и ужасны результаты этих расчетов. Таким образом, все переживания, стремления, идеи бедного студента Раскольникова ужасны и ненормальны только потому, что ненормальны и ужасны те условия жизни, в которые он, как и другие бедняки, поставлен обществом того времени.

Таким образрм, Раскольников совершил не обычное уголовное преступление, а, если так можно выразиться, идеологическое. Его побудила на убийство теория, возникшая у него в условиях социальной несправедливости как реакция на безнравственное устройство мира, как бунт против него.

8. Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

«Преступление и наказание» - роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты, роста социального неравенства, преступности, проституции, процесса морального разложения не только «верхов», но и «низов». Многочисленные уличные сцены в романе с пьяными мещанами, мастеровыми, проститутками выросли из непосредственных, живых наблюдений за жизнью тогдашнего Петербурга. Свое представление о современной буржуазной действительности Достоевский выразил в образе приснившегося Раскольникову кабака, символизирующего идею неблагообразия людей, их бездуховности, распада патриархальной нравственности, «содома безобразнейшего»; там «орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались. Кругом кабака шлялись такие пьяные и страшные рожи...».

Судьба бедных людей, зашедших в тупик полного отчаяния, безысходного страдания, Достоевского волновала с самого начала его сознательной творческой деятельности и до конца дней.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой. Не случайно в произведении не упоминается знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Жизнь предстает перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства.

Не бедность даже, а нищета, при которой человек не только буквально гибнет от голода, но и теряет человеческий облик и чувство собственного достоинства — вот состояние, в которое погружено несчастное семейство Мармеладовых. Запойный пьяница старик Мармеладов, ради рюмки водки унижающийся перед трактиром; жена его «гордая» Катерина Ивановна, умирающая от чахотки и посылающая 17-летнюю падчерицу, великую страдалицу Соню, продавать себя на улице; гибнущие от голода малые дети Мармеладовых. Сестра Раскольникова Дуня, готовая ради того, чтобы вырвать из бедности мать и брата, выйти замуж за эгоиста и циника Лужина; да и сам Раскольников оказывается не в лучшем положении: ему тоже, по существу, некуда пойти — таков этот мир униженных и оскорбленных.

Но также этот мир представлен и другими персонажами: соблазненной девушкой, встреченной Раскольниковым на бульваре, безропотной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, многочисленными обитателями района Сенной площади.

Материальные страдания влекут за собой мир нравственных мучений, которые действуют на человека. Чтобы понять меру унижения человека, вникнем во внутренний мир титулярного советника Мармеладова. Душевное состояние этого мелкого чиновника сложное и тонкое, этому герою свойственна сила самоанализа. Мармеладов не только страдает, но и анализирует свое душевное состояние. Он как врач ставит беспощадный диагноз болезни — деградацию собственной личности.

Вот как исповедуется он в первой же встрече с Раскольниковым: «Милостивый государь, - начал он почти с торжественнстью, - бедность не порок, это истина. Но... нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств , в нищете же никогда и никто,... ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя». Человек не только гибнет от бедности, но понимает, как он духовно опустошается; начинает презирать самого себя, но не видит кругом ничего, за что бы уцепиться, что удержало бы его от распада личности. Мармеладов презирает себя. Но при кажущейся потере Мармеладрвым человеческого облика его невозможно презирать или осуждать. Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони. Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение.

Мармеладов — жертва внешних социальных обстоятельств (места лишился по изменению в штатах) и внутренних психологических: «целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято... Но и сим не мог угодить». Мы можем лишь сострадать ему, остро ненавидеть социальные обстоятельства, породившие человеческую трагедию.

Поэтому огромной художественной убедительности достигает крик души Мармеладова, когда он заметил насмешку трактирных слушателей: «Позвольте, молодой человек: можете ли вы... Но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не можете ли вы и осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?». Подчеркивая эти слова, писател обостряет наше восприятие, углубляет свою мысль. Конечно, можно обозвать пьяницу, губящего семью, бранным словом; но кто возьмет на себя смелость осудить такого Мармеладова, ставшего под пером писателя подлинно трагической фигурой? Мармеладов стал как бы символическим образом, обобщенным выражением опустошения личности в обществе денежных отношений.

Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Здесь и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. Она больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она издворянской семьи. Катерина Ивановна вынуждена была выйти замуж за Мармеладова. «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая, и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти». Но облегчения не наступило и после замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, плачут голодные дети.

Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников вилит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись головой в диван». Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Сама Катерина Ивановна безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на окружающих ее людей за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказывась от священника, она говорит: «Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!...».

Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая и непреклонная». Но человеческая гордость ее, как и гордость Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Такое же чувство испытывает и Раскольников, ведь его гордость все время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Бессмымленно искать помощи и сочувствия окружающих, некуда идти.