Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову на улице девочке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах. Чистота и беззащитность, показанные в облике Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь.
В описании ее комнаты присутствует идейная и эмоциональная глубина: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол, был уже слишком тупой». Описание это носит почти символический характер; анализ чувства, возбужденного этим описанием, приводит к пониманию глубокой обобщающей идеи. Разве не похожа на эту странную комнату сама жизнь? Жизнь, состоящая из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, между которыми и бьются а отчаянии герои романа.
Достоевский был одержим великой любовью к людям и не хотел закрывать глаза на жестокую правду жизни, считал себя ответственным за то, чтобы открыть глаза человечеству и заставить искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости.
Таким образом, Достоевский стремится отыскать пути, которые приведут к устранению царящих в обществе жестокостей и беззакония.
9. Поиски выхода из социальных противоречий действительности в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ф.М. Достоевский не принимал никакие революционные выступления, никакие формы революционной борьбы и считал их в чем-то сродни анархическому бунту героев-одиночек.
Против индивидуалистической теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» выступают Порфирий Петрович, Разумихин и Соня Мармеладова. В отличие от «отвлеченных доводов разума», породивших человеконенавистнические взгляды Раскольникова, эти герои проповедуют необходимость «простого», «цельного» отношения к жизни. Порфирий Петрович советует Раскольникову: «...вы, лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая; не беспокойтесь, - прямона берег вынесет и на ноги поставит». Разумихин такой же бедный студент, как и Раскольников, но, в отличие от него, он не озлобился, не пытается выдумывать никаких теорий, а признает действительность такой, какова она есть, и приспосабливается к ней. Признать существующую жизнь, примириться с ней, положиться на Господнее провидение убеждает Раскольникова и Соня Мармеладова.
В романе отчетливо просматривается призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к смирению, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию. Только этим путем человечество может спастись от скверны и выйти из нравственного тупика, только этот путь может привести его к счастью. «Страдание... великая вещь... В страдании есть идея», - утверждает Порфирий Петрович. Мысль о спасительном страдании настойчиво внушает Раскольникову и Соня Мармеладова, сама безропотно несущая свой крест. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», - говорит она. Именно Соня убеждает Раскольникова в необходимости покаяться, «донести на себя», очиститься, искупить свой грух страданием и начать новую жизнь.
Мысль об очистительной силе страдания четко сформулирована Достоевским в «Эпилоге», в котором говорится о том, как уже в первый год пребывания на каторге после мучительных переживаний Раскольников «воскрес» и вместо «диалектики» (так писатель называл оторванную от жизни теорию) в его «сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Достоевский говорит, что Раскольникова ожидает возвращение к людям, к жизни. Правда, замечает писатель, «он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...». Но, по мнению Достоевского, Раскольников готов к этому, готов принять муки, страдания во имя этой «новой жизни».
Отталкиваясь от реальных фактов окружающей жизни, пытаясь осмыслить и обобщить их, Достоевский настойчиво искал выход из кричащих противоречий современной действительности, мечтал найти и указать путь, который мог бы привести человечество к гармонии и счастью.
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Его страшит все усиливающаяся власть денег, падение нравственности, обилие преступлений, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Достоевский настойчиво ищет выход из противоречий буржуазного общества. Он поставил и попытался решить кардинальные проблемы современной ему жизни, и прежде всего вопрос о пагубности анархического бунта, о возможности изменить существующий моропорядок без революционных потрясений, о необходимости перевоспитания человека путем проповеди евангельских идеалов и очищающего страдания.
Однако реакционные, религиозно окрашенные идеалы Достоевского, получившие свое отражение в образе Сони и в особенности в эпилоге «Преступления и наказания», не могли заглушить гораздо мощной обличительной силы романа, вызывающего гнев и возмущение и призывающего читателя — вопреки религиозным идеалам Достоевского — не к смирению, а к протесту против социальной несправедливости и классового угнетения.
Таким образом, Достоевский верил в светлое будущее человечества, в победу сил добра и справедливости над силами беззакония и рабства. Он был против существующего порядка, против тех жутких условий жизни, в которых вынуждены существовать простые люди, ратовал за справедливое общество без социального гнета и унижений.
10. Значение творчества Ф.М. Достоевского.
Ф.М. Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей-реалистов XIX века. Достоевский завоевал мировое призвание, его творчество оказало большое воздействие на развитие русской и мировой литературы. Произведения писателя входят в великую сокровищницу русского классического реализма XIX века. Творчество Достоевского в своих основных устремлениях правдиво и глубоко раскрывало острые противоречия современной ему действительности.
Достоевский с особенной силой умел в своих произведениях раскрыть трагизм человеческого существования в мире, раздираемом противоречиями и конфликтами, передать драматизм событий.
В необычных сюжетных ситуациях романа «Преступление и наказание» Достоевского нашли свое выражение факты современной ему жизни, нарастающие противоречия действительности, вопющие контрасты нищеты и богатства, ослабление моральных устоев и семейных связей, лихорадочная погоня за деньгами.
В творчестве Достоевского воплотился протест писателя против социальной несправедливости, его страстная вера в будущее торжество человечности. Произведения Достоевского дают широкую и правдивую картину обездоленной и страдающей России, нравственного и идейного распада жизни населяющих ее людей.
Коренные противоречия русской жизни — нищета и бесправие демократических масс, с одной стороны, паразитизм и хищничество — с другой, - лежат в основе сюжетов его большого проблемного романа. Сила творчества Достоевского в его реализме, в смелом и правдивом разоблачении собственнического мира, его лицемерия и бесчеловечия. Именно Достоевский - гуманист и реалист, Достоевский — борец с миром капиталистического хаоса и бесчеловечия близок нам.
Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием,.. которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день очень ценным в творчестве писателя.
Достоевский сумел во весь рост поставить вопрос о перспективах развития России. Вечные вопросы времени, интерес писателя к исканиям человечества приобретали таким образом историческую конкретность, зримые черты своего времени, становились вопросами громадного страдающего народа, а через него и всего живущего.
Роман «Преступление и наказание» обращен к совести человека и, очищая его душу, призывает к действию во имя жизни. Этот роман, как и все произведения Достоевского, ценен прежде всего исторической правдивостью выраженного в нем идейно-эмоционального осознания и оценки изображенной жизни.
Миропонимание Достоевского обладало исключительной глубиной проникновения в противоречия духовной жизни буржуазного общества, исключительной силой критицизма и своеобразным гуманизмом. Все это при громадном таланте писателя и привело его к созданию выдающихся произведений словесного искусства. Как великий художник, оригинально и во многом верно отразивший и осознавший определенный этап в историческом развитии общества, Достоевский прочно вошел в идейное и эстетическое наследство всего человечества.
Вот почему Достоевский был и остается художником удивительно современным, помогающим нам смотреть с надеждой в будущее.
11. Вывод
Произведения Ф.М. Достоевского, пронизанные идеями гуманизма, являются гордостью русской литературы и величайшим вкладом в сокровищницу мирового искусства. Слава великого писателя далеко перешагнула границы нашей страны, его сочинения сегодня читают в самых отдаленных уголках земного шара. Людям всего мира дорог писатель, гневно осуждавший любые проявления насилия и произвола, с такой щемящей болью писавший о тяжелой доле всех «униженных и лскорбленных» и высказавший глубокое убеждение в конечном торжестве идей добра и справедливости, в наступлении всемирного человеческого братства.