Смекни!
smekni.com

Задачи:   Сформировать представление о натурализме как художественном методе. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений Достоевского (стр. 1 из 10)

ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Натурализм в творчестве Ф.М. Достоевского

автор: ученица 9 класса «Б»

Романова Татьяна

Руководитель: Каменева К.Д.

Москва

2012

План реферата.

  1. Цели и задачи реферата.
  2. Натурализм. Общие понятия. Введение.
  3. Натуральная школа.
  4. Эпоха, изображенная в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  5. Творческий метод Ф.М. Достоевского.
  6. Портретная живопись в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  7. Петербург Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
  8. Идеологическое преступление в романе «Преступление и наказание».
  9. Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  10. Поиски выхода из социальных противоречий действительности в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  11. Значение творчества Ф.М. Достоевского.
  12. Список литературы

Цели и задачи.

Цель: способствовать становлению личности через постижение литературного процесса, формировать нравственную позицию, вырабатывать эстетическое восприятие художественного мира Ф.М. Достоевского.

Задачи:

  1. Сформировать представление о натурализме как художественном методе.
  2. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению произведений Достоевского.
  3. Овладеть знаниями и умениями при оценке художественных произведений, в частности произведений Ф.М. Достоевского.
  4. Анализировать произведения Ф.М. Достоевского через призму художественного метода - "натурализм".

Натурализм в творчестве Ф.М. Достоевского

  1. Натурализм. Общие понятия. Введение.

В последней трети XIX века во Франции, как и во всей Европе, возникают мощные финансовые и промышленные монополии, происходит развитие науки и техники, растут города, но и все более заметной становится пропасть между богатством

и нищетой, активизируются революционные силы.

Наряду с развитием теории социализма в эту эпоху получает распространение идеалистическая философия, а также философия позитивизма.

Натурализм — течение в европейской литературе и искусстве, возникшее в 60-х г.г. XIX века и особенно широко развернувшееся в 80-90-х г.г., когда он стал самым влиятельным направлением. Впервые программно заявил о себе в 1860-е г.г. К 80-м г.г. Это течение получило название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман»(1879) и в статьях о театре.

Натурализм как литературное явление родился во Франции. По своей теоретической базе и художественной практике натурализм не противопоставлял себя реализму, а скорее, стремился развить и углубить его за счет обращения к научному методу в творчестве. Во второй половине XIX века влияние философии позитивизма ощущалось и в произведениях писателей, не связанных с натуралистической школой, но лишь натурализм абсолютизировал философские и эстетические идеи позитивизма, что с одной стороны, позволило писателям обрести новые подходы в анализе человека и общества, а с другой — сузило рамки литературной школы, сделав ее важным, но ограниченным во временном и эстетическом плане литературным явлением.

Название этого течения происходит от латинского слова natura — природа. Новое

представление о человеке признает зависимость поведения и характера от наследственности, физиологии. Натуралисты заимствуют из философии позитивизма приверженность к позитивным, то есть точным фактам, тяготение к классификации и копированию, вульгарный материализм, объясняющий психологию прямым воздействием биологии. Теоретиками натурализма становятся Э. Золя, братья Гонкуры, критик и историк искусства И. Тэн.

Натурализм опирается на современную ему философию и имеет отчетливо сформулированные эстетические принципы. Ориентация на изображение реальных вещей в реальных жизненных обстоятельствах определяет собой движение литературного процесса с 2х годов XIX века. Стремление обрести в искусстве объективность научного познания становится особенно явным к середине столетия. В 50-60-е годы разные писатели формулируют этот новый взгляд на литературу, каждый по-своему, еще не стремясь к теоретическому обоснованию и не ощущая себя частью единого процесса. Творчество Флобера, «реализм» Шанфлери, первые произведения братьев Гонкур при всем различии в темах, методах и уровне таланта имеют под собой общий фундамент.

Последователи этого направления стремились к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающее социально-исторических факторов. Также они тяготели к описанию драмы современной жизни, физиологическому изучению темперамента, поставленного в зависимость от среды и обстоятельств, искренности, ясности, естественности языка.

Натуралисты, как и реалисты, предпочитали развертывать сюжеты на

фоне современности — большого города или капиталистической деревни, но не чуждались порой и романтического колорита. Заслугой натуралистов стало углубленное, скрупулезное исследование социальной и профессиональной среды. Растущие города с их рабочими окраинами, фабричные поселки, железные дороги и шахты, универмаги, доходные дома с типовыми квартирами — место действия многих романов, в которых герои поднимаются на борьбу, болеют наследственными и профессиональными болезнями, любят, ревнуют, умирают.

Представители натурализма ставили перед собой задачу изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу; для них было характерно уподобление художественного познания научному методу. Художественное произведение рассматривалось ими как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта. Преимущественный интерес к быту, к физиологическим основам психики, недоверие ко всякого рода идеям вели к ограничению художественных возможностей натуралистической литературы. Однако вторжение жизненной правды в натуралистические произведения опрокидывало теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие лучших произведений натурализма. Изучение материального быта зачастую позволяло натуралистам выявить классовую природу сознания; мотив наследственности отступал в их произведениях перед конкретным исследованием социальных отношений.

Натуралисты отказывались от морализирования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда расширение тематики натуралистической литературы, интерес к «простым» явлениям жизни.

В 60-80-х г.г. XIX века натурализм сыграл положительную роль: он осваивал новые темы (в том числе тему борьбы рабочего класса), поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, функционирование «социальных организмов» (шахты, рынка, магазина и т.д.), изучал взаимодействие личности и толпы, роль подсознательного в человеческой психике. Натурализм ввел в литературу новые приемы и средства художественного изображения жизни. Борясь с ложным официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительские тенденции, натурализм содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения.

В других странах натурализмом стали называть сходные литературные явления, возникшие из национальных общественных и эстетических потребностей, но осмысленные в свете французского опыта.

Французский натурализм оказал влияние на литературный процесс в других странах. На идеи натурализма ориентировался бельгийский прозаик К. Лемонье, хотя у него в характеристике человека преобладающим оказался физиологический аспект. Натуралистическая теория в Германии получила распространение в трудах Генриха и Юлиуса Хартов и повлияла на творчество известного драматурга Г. Гауптмана. На французский образец натурализма ориентировались такие английские писатели, как Дж. Мур и А. Моррисон, но большего распространения в Великобритании натурализм не получил. Влияние натуралистических и позитивистских идей в Америке проявилось на рубеже XIX и XX вв.(Х. Гарленд, Ф. Норрис). Здесь на первый план выходит социальная тематика. Большое значение эстетика натурализма оказала на формирование такого значительного литературного явления, как веризм в Италии, крупнейшими представителями которого были Дж. Верга и Л. Капуана.

Извлеченное из историко-литературного контекста, понятие «натурализм» было перенесено на более общие явления буржуазной культуры и литературы: оно стало обозначать антисоциальный, биологический подход к человеку, свойственный некоторым проявлениям декадентства, модернизма и особенно «массовой культуры». Термином «натурализм» обозначают также типологически противопоставленный реализму художественный метод, выражающийся в протокольном описании жизненных явлений без их критического обора, социально-философского осмысления, художественного обобщения и оценки. В подобном понимании натурализм подразумевает пассивную созерцательность обществ, позиции художника, взгляд на творческий акт как на простое подражание и бесстрастное копирование жизни, повышенный интерес к отталкивающим подробностям быта и физиологическим, преимущественно неизменным, проявлениям человеческой природы. Натурализм такого рода многократно подвергался критике как явление, чуждое подлинному искусству.