Смекни!
smekni.com

По Истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения «Образ Гамлета в трагедии У. Шекспира «Гамлет» (стр. 1 из 6)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАЧЕТНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По Истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения

«Образ Гамлета

в трагедии У. Шекспира «Гамлет»

Выполнил: студентка

030 гр. 71РЯ Гусева Т.В.

Томск 2009

Содержание:

Введение 3

1. Образ Гамлета в начале трагедии 4

2. Этика мести Гамлета. Кульминация трагедии. 10

3. Смерть главного героя 16

4. Идеальный герой Возрождения 19

Заключение 23

Список литературы 23

Введение

Трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский» (1600г.) наи­более знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высоко авторитетных ценителей искус­ства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Она касается важнейших вопросов жизни и смерти, ко­торые не могут не волновать каждого человека. Шек­спир-мыслитель предстает в этом произведении во весь свой гигантский рост. Вопросы, которые ставит траге­дия, имеют поистине общечеловеческое значение. Неда­ром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету», ища в нем подтверж­дение взглядов на жизнь и мировой порядок.

Как истинно художественное произведение, «Гамлет» привлекает многие поколения людей. Меняется жизнь, возникают новые интересы и понятия, а каждое новое поколение находит в трагедии нечто близкое себе. Сила трагедии подтверждается не только ее популярностью у читателей, но и тем, что вот уже почти четыре столе­тия она не сходит с театральных подмостков.

Трагедия «Гамлет» возвестила о новом периоде творчества Шекспира, о новых интересах и настроениях писателя.

По словам В.Г. Белинского Каждая драма Шекспира представляет собой целый, отдельный мир, имеющий свой центр, свое солнце, около которого обращаются планеты с их спутниками» и в этой вселенной, если иметь в виду трагедию, солнцем является главный герой, которому предстоит вести сражение со всем несправедливым миром и отдать жизнь.

Самое привлекательное в трагедии – образ героя. «Это прекрасно, как принц Гамлет!» – воскликнул один из современников Шекспира Энтони Сколокер, и его мнение подтверждали многие люди, понимающие толк в искусстве, на протяжении столетий, прошедших со времени создания трагедии ( 1; С.6)

Чтобы понимать Гамлета и сочувствовать ему, не нужно оказаться в его жизненной ситуации – узнать, что отец злодейски убит, а мать изменила памяти мужа и вышла за другого. Даже при не­сходстве жизненных ситуаций Гамлет оказывается близким читателям, особенно если они обладают ду­ховными качествами, подобными тем, которые присущи Гамлету, –склонностью вглядываться в себя, погру­жаться в свой внутренний мир, остро вос­принимать несправедливость и зло, чувствовать чужую боль и страдание как свои собственные.

Гамлет стал любимейшим героем, когда широко распространилась романтическая чувствительность. Мно­гие стали отождествлять себя с героем трагедии Шекс­пира. Глава французских романтиков Виктор Гюго (1802-1885) писал в своей книге «Вильям Шекспир»: «На наш взгляд, «Гамлет» – главное создание Шекс­пира. Ни один образ, созданный поэтом, не тревожит и не волнует нас до такой степени».

Россия тоже не осталась в стороне от увлечения Гамлетом. Белинский утверждал, что образ Гамлета имеет общечеловеческое значение.

Образ Гамлета в начале трагедии

В начале действия Гамлет еще не появляется на сцене, но о нем упоминают, и это более многозначительно, чем кажется на первый взгляд.

В самом деле, ночные стражи — гвардия короля. Почему же они не докладывают о появлении Призрака, как должно,— «по начальству»,— кому-нибудь из приближенных короля, хотя бы Полонию, а привлекают Горацио, друга принца, а тот, убедившись в том, что Призрак похож на покойного короля, советует рассказать об этом не нынешнему королю, а Гамлету, не имеющему никакой власти и еще не провозглашенному наследником короны?

Шекспир строит действие не по датскому уставу караульной службы, а сразу направляет внимание зрителей на фигуру датского принца.

Он выделил принца черным костюмом, резко контрастирующим с красочными одеждами придворных. Все нарядились ради важной церемонии, обозначающей начало нового царствования, лишь один в этой пестрой толпе в траурном одеянии – Гамлет.

Его первые слова, реплика про себя, по- видимому, произносимая на авансцене и обращенная к зрителям: «Племянник пусть, но уж никак не милый»- сразу подчеркивает, что не только нарядом, но всем существом он не принадлежит к покорному и раболепному сонму тех, кто окружает короля.

Гамлет сдерживал себя, отвечая королю и матери. Оставшись один, он в страстной речи изливает душу.

Какие же чувства наполняют душу Гамлета, когда он впервые появляется на сцене? Прежде всего, горе, вызванное смертью отца. Оно усугублено тем, что мать так скоро забыла своего мужа и отдала сердце другому. Отношения родителей казались Гамлету идеальными. Но через месяц она уже вновь замужем, и «башмаков еще не износив, в которых шла за гробом», «еще и соль ее бесчестных слез на покрасневших веках не исчезла».

Для Гамлета мать была идеалом женщины чувство естественное в нормальной и тем более в такой хорошей семье, какая окружала Гамлета.

Измена Гертруды памяти мужа возмущает Гамлета и потому, что в его глазах братья несравнимы: «Феб и сатир». К этому добавляется еще то, что по понятиям шекспировской эпохи, брак с братом покойного мужа считался грехом кровосмешения.

Первый же монолог Гамлета обнаруживает его склонность из отдельного факта делать широчайшие обобщения. Поведение матери

приводит Гамлета к отрицательному суждению о всех женщинах

Со смертью отца и изменой матери для Гамлета наступило полное крушение того мира, в котором он до тех пор жил. Исчезла красота и радость жизни, не хочется больше жить. Произошла всего лишь семейная драма, но для впечатлительного и сильно чувствующего Гамлета оказалось достаточно, чтобы увидеть весь мир в черном цвете:

Каким ничтожным, плоским и тупым

Мне кажется весь свет в своих стремленьях! (6; С. 19)

Шекспир верен жизненной правде, когда так изображает душевную реакцию Гамлета на происшедшее. Натуры, наделенные большой чувствительностью глубоко воспринимают ужасные явления, непосредственно затрагивающие их. Гамлет именно такой человек- человек горячей крови, большого, способного к сильным чувствам сердца. Он отнюдь не тот холодный рациона­лист и аналитик, каким его себе иногда представляют. Его мысль возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их. Если мы с само­го начала ощущаем, что Гамлет возвышается над окру­жающими, то это не есть возвышение человека над об­стоятельствами жизни. Наоборот, одно из высших лич­ных достоинств Гамлета заключается в полноте ощуще­ния жизни, своей связи с ней, в сознании того, что все происходящее вокруг значительно и требует от человека определения своего отношения к вещам, событиям, лю­дям.

Гамлет пережил два потрясения — смерть отца и поспешный второй брак матери. Но его ждал еще третий удар. От Призрака он уз­нал, что смерть отца была делом рук Клавдия. Как го­ворит Призрак:

Ты должен знать, мой мальчик благородный,

Змея- убийца твоего отца-

В его короне. (6; С. 36)

Брат убил брата! Если уже дошло до этого, то гниль разъела самые основы человечности. Зло, вражда, измена вкрались в отношения людей, наиболее близких друг другу по крови. Именно это больше всего поразило Гамлета в откро­вениях Призрака: ни одному человеку, даже самому родному и близкому, нельзя верить! Гнев Гамлета об­ращается и против матери, и против дяди:

О, женщина- злодейка! О подлец!

О низость, низость с низкою улыбкой! (6; С. 38)

Пороки, разъедающие человеческие души, спрятаны глубоко. Люди научились прикрывать их. Клавдий не тот подлец, чья мерзость видна уже и в самом его внешнем облике, как, например, в Ричарде III, главном лице ранней хроники Шекспира. Он — «улыбчивый подлец, прячущий под маской благодушия, государствен­ной мудрости и склонностью к веселью величайшую бессердечность и жестокость».

Гамлет делает для себя печальный вывод — никому нельзя доверять. Это определяет его отношение ко всем окружающим, за исключением Горацио. В каждом он будет видеть возможного врага или пособника своих противников. Задачу мести за отца Гамлет принимает с несколь­ко неожиданным для нас пылом. Ведь совсем недавно мы слышали от него жалобы на ужасы жизни и при­знание, что он хотел бы покончить самоубийством, лишь бы не видеть окружающей мерзости. Теперь он прони­кается негодованием, собирается с силами.

Призрак возложил на Гамлета задачу личной ме­сти. Но Гамлет понимает ее иначе. Преступление Клав­дия и измена матери в его глазах — лишь частные про­явления общей порчи:

Век расшатался — и скверней всего,

Что я рожден восстановить его!

Если сначала, как мы видели, он с жаром клялся выполнить завет Призрака, то теперь для него мучи­тельно, что такая огромная задача легла на его плечи, он смотрит на нее как на «проклятие», она для него — тяжкое бремя. Те, кто считает Гамлета слабым, видят в этом не­способность, а может быть, и нежелание героя вступить в борьбу.

Он проклинает век, в который родился, проклинает, что ему суждено жить в мире, где царит зло и где он, вместо того чтобы отдаться истинно человеческим инте­ресам и стремлениям, должен все свои силы, ум и душу посвятить борьбе против мира зла.

Таким предстает Гамлет в начале трагедии. Мы видим, что герой истинно благороден. Он уже завоевал нашу симпатию. Но можем ли мы сказать, что он спо­собен легко и просто, не задумываясь, решать стоящую перед ним задачу и идти напролом? Нет, Гамлет стремится сначала осмыслить происходящее вокруг.