Смекни!
smekni.com

По литературе на тему: «Эволюция «петровской» темы в творчестве А. Толстого» (стр. 4 из 4)

Петр, как натура честная, открытая и действенная, ведет борьбу с врагами открыто, потому что мятежные стрельцы, действующие по указке


Софьи, как представительницы старой, захолустной России, выступают не как личные враги, а как враги его дела,

В романе «Петр Первый» на первом плане — целый ряд исторических


Заключение.

Алексей Толстой с самого начала своего творческого пути интересовался личностью Петра I и его эпохой. Писатель шел к своему главному произведению, роману «Петр I», как видим, сложными путями. В 1917 году были созданы небольшие рассказы «Наваждение», «День Петра», чуть позже, в 1922году, пьеса «На дыбе». Эти первые попытки дать образ Петровской эпохи, образ Петра I оказались в результате малоубедительными и бледными. В данных произведениях А.Толстого дается в мрачных тонах и присутствует мотив трагического одиночества Петра I. Все же стоит отметить, что именно с этих произведений начинается медленное приближение.

А.Толстого к Петровской эпохе, постепенное вживание в быт и нравы того далекого времени. Ранние произведения А.Толстого - это как бы увертюра к роману о Петре.

«Петр Первый» - это итог творчества Толстого и как бы его художественное завещание. В романе обозначилось глубоко национальное начало таланта писателя, необыкновенная, голографическая яркость в воссоздании далекой эпохи, мастерство в изображении характеров, смелость метафоризация и первородство языка.

Роман о Петре можно назвать сокровищницей родной речи. Движение, напор, мускулистость слова достигают здесь наивысшей точки. Алмазный русский язык Толстого - одна из главных граней его огромного писательского дара. Да и может ли быть подлинно художественное творение без языка! Языка не просто как способности человека выражать свои мысли словами, но языка как совокупности слов и выражений, употребляемых целом народом. И художественная практика, и прямые заветы Алексея Толстого нам, потомкам, в этом смысле злободневны и ценны. Заветы его обращены, прежде всего, к тем, кто хочет писать, то есть к молодым литераторам. Но значение их неизмеримо шире. «Пушкин, - напоминал Толстой, - учился языку у просвирен, Лев Толстой - складу речи - у деревенских мужиков. Человек, еще не поднявшийся в сложный мир отвлеченных понятий, человек, у которого идеи неотделимы от орудий труда и не перерастают неслаженного мира окружающих вещей, - человек этот мыслит образами, предметами, их движениями, их жестами, он видит то, о чем он говорит. Его речь образна.

Городской человек, да еще кабинетный человек, часто теряет связь между идеями и вещами. Язык становиться лишь выражением отвлеченной мысли. Для математика это хорошо. Для писателя это плохо - писатель должен видеть, прежде всего, и, увидев, рассказывать виденное - видеть текущий мир вещей как участник потока жизни.

Роман А.Толстого «Петр I» прошел в испытании временем и по праву занял достойное место среди русской классики.

Таким образом, эволюция петровской темы в творчестве А.Толстого доказана в моей работе.

Приложение.

Когда я читала его книги, мне всегда казалось, что автор, конечно, сам видел этих
людей и событии. Он жил в их домах, участвовал с ними в сражениях,
празднествах, шел рядом с Петром по будущему Петербургу... Быть может, он
«жил» в душе своих героев? Иначе как, каким образом так глубоко проникал он в
самые сокровенные тайны души человеческой, знал все ее горести и радости? На
страницах «Петра Первого» - произведения, написанного нашим современником,
всюду царит живая атмосфера давно минувшей действительности. Ощущение как
бы в плотную приблизившейся к нам петровской эпохи во всем ее историческом
своеобразии, во всей убедительности до мелочей жизненной реальности ни на
минуту не покидает читателя. Этот крайне важный художественный эффект, без
наличия которого немыслима глубокая вера читателя в истинность всего
изображаемого, полное «переселение» его мир событий и образом романа,
достигается с помощью всех имеющихся в распоряжении автора художественных
средств. Служат этому и выразительно очерченные характеры людей с их
типичной для своего времени и своего общественного круга психологией и
взглядом на мир, и правдиво воссозданные действительные события прошлого, и
красочные историко-бытовые описания, и даже самые мелкие повествовательные
детали.

Г. Уланова (из воспоминаний)


Список используемой литературы

1. Алпатов А.Н. Толстой - мастер исторического романа - М.,
1958Г.

2. Петелин В.А. Толстой -М., 1975 -(Серияч «Жизнь замечательных
людей)

3. Переписка А.Н. Толстого : в 2т. М., 1989 — Tl; T2,

4. Толстой А.Н. След эпохи: дневники и записные книжки разных
лет-М., 1991г.

5. Толстой А.Н. Петр Первый Роман - М., 2002г.

6. Толстой А.Н. Ранние произведения-М., 1986г.