Муниципальное образовательное учреждение
Кондрашовская средняя
Общеобразовательная школа
Имени вице-адмирала Аликова И.Ф.
Экзаменационный реферат
по литературе на тему:
«Эволюция «петровской» темы в
творчестве А.Толстого».
Выполнила:
Ученица 11 класса
Новикова Татьяна Валерьевна
Преподаватель:
Попова Елена Борисовна.
2007-06-04
Содержание.
Введение…….............................................. Зстр.
Глава I........................................................ 5стр.
Тема Петра у раннего А.Толстого
Глава II...................................................... 7стр.
Роман о Петре
Заключение..:........................ ................... 14стр.
Приложение ........................ .................. 15стр.
Список, используемой литературы......... 16стр.
Введение.
«Ощущение Родины - это сознание связи своей с историей своего народа», -писал А.Н.Толстой, который историю России переживал как собственную жизнь.
«Перед тем, как писать, - считал он,- необходимо вжиться в образ любого из персонажей до галлюцинаций», и тогда читатель вовлекается в сопереживание вместе с автором.
Интерес к петровской эпохе и личности Петра I у А.Толстого, продолжается традицией русской классики, возник не случайно.
Его тянула к себе эта тема как одна из величайших тем истории русского народа. Еще в 1917 году историк Калласи, узнав о планах Толстого, написать о Театре, снабдил его книгой профессора Новомберского «Слово и дело государевы» - сборник пыточных записей ХУП века. Знакомясь с пыточными актами, Толстой увидел, что написаны они живым русским языком петровского времени, и это открытие привело писателя в восторг. «И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющею гладь... - писал Толстой. - Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык.»
Дьяки и подьячие Московской Руси искусно записывали показания, их
задачей было ската и точно, сохраняя все особенности речи пытаемого,
передать его рассказ....
В судебных (пыточных) актах - язык дела, там не гнушались «подлой» речью, рассказывала, стонала, мала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый и простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства.
Русская литература часто и по разным поводам обращалась к образу царя-преобразователя, царя-революционера. В XVIIIb. Господствовала героико-одическая тональность: поема М.В.Ломоносова «Петр Великий», «Плач о кончине Петра» В.Ю. Тредиаковского, стихи М.М.Хераскова, Г.Р.Державина, А.П.Сумарокова: «Основатель нашей славы, о, творец великих дел! Зри в конце своей державы и на счастливый предел» («Дифирамб Сумарокова»). В XIX столетий, однако, оценки деятельности Петра I разделились. Например, А.С.Пушкин чрезвычайно высоко оценивал роль петровских реформ в истории России. Как известно, он собрал огромный материал о, Петре, писал заметки о нём, создал образ Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник». По свидетельству современников, Пушкин понимал противоречивость характера Петра и намеривался посвятить ему одно из своих будущих творений. Но даже гениальному Пушкину осуществление этого замысла представлялось необычайно сложным: «Я ещё не йог доселе постичь объять умом этого исполина: он слишком огромен для нас, близоруких, и мы стоим к нему близко, - надо отодвинуться на два века, - но я постигаю его чувства.» в отличии от
Пушкина, воспринимавшего петровские деяния как подвиг, славянофилы
указывали на отрицательные последствия преувеличенной и
насильственной, но их мнению, европеизации России. Увлеченно работал
над петровской темой и другой русский гений - Лев Николаевич Толстой. В
одном из писем к Н.Н.Страхову он сообщал, что обложился книгами о Петре
I и его времени. Впоследствии Л.Н.Толстой отказался от мысли писать
роман о Петре и его эпохе, признавался, что ему трудно «подчеркнуть в
души тогдашних людей», «… Читаю, отмечаю, порываюсь писать и не могу.
Ну что за эпоха для художника. На что ни взглянешь - все задача, загадка
разгадка, которой только и возможна поэзией. Весь узел русской жизни
сидит тут» задумав роман из эпохи Петра, он бросил его писать, так как, по
собственному признанию, возненавидел личность царя, «благочестивейшего
разбойника убийцы». Такая отрицательная оценка была подхвачена затем,
уже в новом веке, символистами, что особенно ярко проявилось в романе
Д.С.Мережсковского «Пётр и Алексей «(1905г.) из его трилогии «Христос
Антихрист». |
Итак, из вышесказанного видно, что многие русские писатели, начиная с М.Ломоносова, каждый по-своему, затрагивал в своём творчестве тему Петра. Данная тема для меня также представляет интерес. В своей работе я буду рассматривать эволюциюtпетровской темы в творчестве А.Толстого. Эволюция - это процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языки - М., 1997г.,с.9О6.)
Глава I
Тема Петра у раннего А.Толстого
Работая над романом о Петре, Толстой шёл от пушкинского истока. Но к этой теме, можно сказать, теме жизни художника, он обратился задолго до написания своего грандиозного труда. «На Петра нацеливался давно, - писал Толстой. - я видел всё пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане». Русская история, чувства Отечества, родной земли составляют сердцевину натуры Толстого. Эту глубоко национальную сущность таланта много позднее охарактеризовал Бунин «всё русское знал и чувствовал, как очень не многие». Его жгучий интерес к прошлому России, её истории диктовался желанием лучше понять настоящее, разобраться в происходящем. «Повесть смутного времени» (1922г.), стилизованная как «рукописная книга князя Туренева», посвящена бурным события начала XVIIb., когда в кровавом клубке дворцовых переворотов, иноземных нашествий, крестьянских бунтов «устроилось» Русское государство и тогда в безмерных страданиях лепились самые удивительные биографии, вроде преображения душегуба Наума в святого Нифонта - очередное повторение на Руси истории с Кудеяром, в котором, говоря словами Некрасова, «совесть Господь пробудил. Это давало художнику исторический разбег, хотя непосредственным, пусть и отдаленными подходами к петровской теме явились рассказы «Наваждение» (1917г.), День Петра» (1917г.), а затем историческая пьеса «На дыбе» (1928г.). в рассказе «Наваждение», самой фигуры Петра ещё нет: в нем рисуется трагическая любовь к его дочери Матрёны к изменнику - гетману Мазепе.
С этого рассказа началось медленное приближение Толстого к Петровской эпохе, постепенное вживание в быт и нравы того далекого времени. В пьесе «На дыбе» дана, в отличии от рассказа «День Петра», более широкая панорама петровского времени. Расправа со стрельцами, волнения в деревне, строительство Петербурга, полтавская победа, арест царевича Алексея и допрос «с пристрастием» в каземате поведение в Петербурге -вот далеко не полный перечень событий, которые отражены в пьесе. Эпоха по-прежнему даётся в мрачных токах, и мотив трагического одиночества Петра остаётся, как и прежде, лейтмотивам произведения. Все это говорит о том, что предшествовавшая традиция, в частности влияние символистов, ещё сохраняла своё влияние. Недаром Толстой позднее признавал, что этот вариант пьесы ещё «попахивает Мережковским». Однако пьеса «На дыбе» -это как бы увертюра к роману о Петре. Зато в рассказе «День Петра», личность царя преобразователя оказывается в самом центре повествования. Но каким рисуется Петр на фоне строящегося «парадиза» Петербурга? Это разрушитель национальных устоев, веками сложившегося уклада русской жизни. «С перекаленным от гнева и нетерпения лицом
прискакал хозяин из Голландии в Москву, налетел с досадой... Сейчас же, в этот же день, всё перевернуть, перекроить, обстричь бороды, надеть всем голландский кафтан, но умнеть, думать начать по-иному. И при малом сопротивлении – лишь замкнулись только, что, мол, не голландские мы, а русские... Не может голландскими быть, смилуйся, - куда уж! Разъярилась царская душа на такую непробудность, и полетели стрелецкие головы. Рассказ «День Петра» был написан в год, когда ломался не только наложенный быт: ломалась историческая традиция России, так же, как в петровское время, происходил разрыв со старым. В рассказе «День Петра», автор показал Петра как самодержца - самодура, в одиночку пытающийся перестроить Россию на европейский образец. В этом рассказе А.Толстой не смушают явные исторические неточности; дело происходит после 1718г., когда А.Толстой стал .начальником Тайной канцелярии, а на балу верховодит Франц Лефорт, умерший в 1699г. Автору не важно, когда такое происходило, главное, дело было в «Петровском Петербурге». Главное выразить идею и чувство, что преобразование Петра несуразно. Это выражается разными средствами: и подчеркиванием неряшливости, путаницы в кабинете Петра, и неаккуратностью в одежде придворных и прямой авторской речью.
В написанной десятью годами позже пьесы «На дыбе» Петр предстаёт таким же одиноким. Даже ближайшие его помощники думают не о России, а только о собственной корысти. Народ по-прежнему упрекает Петра во всех смертных грехах. И даже между помощниками нет мира, передрались между собой Менщиков, Шафиров, Шаховской. Все воруют, одни лишь дураки не обманывают государя. Всю страну надо судить, плетей не хватит. Уж если казнить всех виновных, то может один остаться. «Умру, - признаётся Петр, и они как стервятники кинуться на государство... Что делать? Ум гаснет... Страшен конец». Ненастная тягота - вот что осталось в его жизни... Таким представил Алексей Толстой Петра и его время в своей трагедии «На дыбе». То есть эпоха по- прежнему до слов «попахивает Мережковским». I