Смекни!
smekni.com

1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме представлений подростков о своем будущем (стр. 3 из 7)

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие. Хотя подросток начинает чувствовать себя взрослым и отвергает свою принадлежность к детям, у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости, равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными «взрослыми умениями» – социальная и интеллектуальная взрослость [14, с.87]

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые и наблюдаются в подростковом возрасте. В результате возникает кризис подросткового возраста.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби) [30, с.201]

· Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения.

· Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

· Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков. Увлечения подразделяются на следующие виды: интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.); накопительные (коллекционирование марок, открыток и т.п.); эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой) [7, с.24]

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста [19, с.154]

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л. М. Фридмана и И. Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками [32, с.98]

Р. П. Ефимкина к основным новообразованиям подросткового возраста относит следующие:

· чувство взрослости;

· формирование Мы-концепции – это еще не дружба, это, скорее, поклонение общему идолу;

· формирование референтных групп, типичной чертой которых является чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», инакомыслие исключено. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Взрослые не имеют доступа а такие группы, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого [15, с.122]

Итак, в подростковом возрасте происходят мощные сдвиги во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.

1.3. Особенности представлений о своем будущем в подростковом возрасте

Тема будущего разрабатывается достаточно интенсивно как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, образ будущего является одной из составляющих субъективной картины жизненного пути и изучение его тесно связано с разработкой научной проблематики психологического времени личности. В представлениях о будущем можно увидеть потенциал личности, на основе изучения жизненных планов молодежи возможно прогнозирование развития общества.

С другой стороны, сформированность представлений о будущем может выступать критерием личностной и социальной зрелости. Взаимосвязь образа будущего и социализации в юношеском возрасте является очевидной.

С. А. Башкова отмечает, что многоаспектность проблематики стала причиной разносторонней направленности подходов к изучению образа будущего. Однако их можно объединить в несколько направлений.

Во-первых, это теоретико-методологическое направление. Основное внимание здесь уделяется разработке понятий, категорий, концепций образа будущего в контексте более широкой картины всего жизненного пути личности, изучению содержания и пространственно-временных характеристик представлений о будущем и др.

Во-вторых, большой круг проблем изучается в рамках экспериментально-практического направления. Практические исследования посвящены изучению будущей временной перспективы и планирования жизни личности, изучению возрастной специфики в контексте данной проблематики, исследованию восприятия своего будущего и выделению на основе этого типологий личности и т.д.

В-третьих, активно развивается направление, связанное с применением опыта научно-теоретического исследования образа будущего в контексте субъективной картины жизненного пути личности в психокоррекционной и психотерапевтической практике [2].

Особое место занимают работы, направленные на изучение представлений о будущем в подростковом и раннем юношеском возрасте. Это связано с тем, что данный возраст – «чрезвычайно важный период в становлении личности», связанный с постоянным осуществлением выбора: профессии, системы ценностей, партнера по браку и т.д. [2, с.14-15].

Выборы эти отражаются в целях, планах, субъективной картине будущего. Наличие зрелых, сформированных представлений о будущем именно в этом возрасте становится возможной и необходимой предпосылкой дальнейшего развития личности.

Рассмотрим основные понятия, с помощью которых изучается тема будущего в психологии.

«Жизненная перспектива». В психологии сложилась определенная научная парадигма, в рамках которой жизненная перспектива рассматривается преимущественно как субъективный образ будущего. Хотя нередко жизненная перспектива употребляется как синоним временной перспективы. «Временная перспектива» по традиции, заложенной К.Левиным и принятой в психологии, - понятие более широкое, чем образ будущего, это целостное видение человеком своей жизни, как в будущем, так и прошлом [16, с.39].

Поэтому, как справедливо отмечает Е. И. Головаха, в психологии чаще всего, когда затрагивается тема будущего, говорят о будущей временной перспективе, «с помощью которой характеризуется временная упорядоченность событий будущего в сознании человека» [10, с.27].

Ж. Нюттен рассматривает временную перспективу как иерархию целей личности. По мнению автора, временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в восприятии, в сознании человека в некоторый конкретный момент времени.

Ж. Нюттен разграничивает временную перспективу, временную ориентацию и временной аттитюд (отношение ко времени). В его концепции временную перспективу составляют планы, задачи, намерения личности, представляющие ее мотивационно-потребностную сферу. Он отмечает, что любая опредмеченная потребность предполагает отнесенность в будущее предмета потребности и является как бы ситуацией смотрения в будущее из настоящего. Формирование временной перспективы происходит через формирование у субъекта ряда структур «средство-цель» [24, с.112].

В отечественной психологии разработка проблемы жизненной перспективы происходила преимущественно в русле идей С. Л. Рубинштейна и осуществлялась под руководством К. А. Абульхановой-Славской.