Смекни!
smekni.com

Задачи учителя в формировании характера на основе темперамента. 9 (стр. 2 из 3)

И если в нем вспыхивает интерес, любовь к конкретному лицу, то благодаря этой любви происходит прямо-таки чудо. Это может лечить односторонний темперамент ребенка. Сангвиническое дитя нуждается в любви к определенной личности больше, чем любой другой темперамент.

Но у холерического ребенка также имеется окольный путь, на котором всегда можно руководить его развитием. Здесь то, что уверенно ведет воспитание, означает следующее: почтение и уважение авторитета. Надо быть именно уважаемым холерическим ребенком, почитаемым в высшем смысле слова. Здесь речь идет не о привязанности в силу личных качеств воспитателя, как в случае сангвинического ребенка, но речь идет о том, что холерический ребенок всегда должен верить, что воспитатель понимает дело.

Если любовь ­ ключевое слово в случае сангвинического ребенка, то почтение и уважение ценности личности ­ ключевое слово в случае ребенка холерического.

Необходимо, чтобы холерический ребенок познакомился с тем, что во внешней жизни ему могут быть уготованы трудности. Необходимо, чтобы холерическому ребенку, если ему грозит вырождение в односторонность, привносили бы в воспитание именно то, что тяжело преодолимо, чтобы он обращал внимание на трудности жизни, благодаря тому, что мы предоставляем ему тяжело преодолимые вещи. Его особенно должны направлять на путь такие предметы, которые оказывают ему сопротивление.

И, совсем тяжело обходиться с меланхолическим ребенком. Что мы можем тут поделать, ощущая тревогу перед угрожающей односторонностью меланхолического темперамента ребенка, если в этом случае мы не можем привить ребенку то, чего у него нет? Мы должны считаться с тем, что он обладает в себе силой, именно ­ зависать на препятствиях, застревать на сопротивлении. Если мы хотим направить это своеобразие его темперамента на верный путь, мы должны эту силу отвлечь от внутреннего на внешнее.

Здесь имеется следующее: прежде всего мы должны показать меланхолическому ребенку, как человек вообще может страдать. Мы позволяем пережить ему, именно во внешней жизни ­ правомерную боль, правомерное страдание, чтобы он познакомился с тем, что есть обстоятельства, в которых можно пережить боль. Самый счастливый меланхолик тот, который подрастает рядом с человеком, который сам вследствие тяжелых переживаний много чего может рассказать; здесь душа действует на душу самым счастливым образом.

Здесь также полезно, если мы этому ребенку ­ это может звучать несколько странно ­ устроим действительные препятствия, трудности, чтобы он мог, благодаря известным обстоятельствам, переживать правомерное страдание и правомерную боль. Лучшим воспитанием для такого ребенка будет такое, при котором внутреннее ощущение страдания, ощущение уныния ­ отвлекается внешними препятствиями и трудностями. Тогда ребенок, душа ребенка встанет постепенно на другой путь.

Для флегматического ребенка необходимо, чтобы он имел много общения с другими детьми. Если для других детей это хорошо ­ иметь друзей, то для флегматика ­ это особенно важно. Он должен иметь друзей с самыми разнообразными интересами. У флегматического ребенка нет ничего такого, в чем он мог бы быть убежден. Предметами и событиями он вообще заинтересуется нелегко. Поэтому такого ребенка надо побуждать к общению с детьми одного возраста. Он может воспитываться через сопереживание интересов, а именно ­ как можно большего числа интересов других личностей. Если он ведет себя равнодушно по отношению к тому, что есть в его окружении, то его интересы можно воспламенить воздействием на него интересов друзей.

Сангвиник должен быть в состоянии развивать любовь и привязанность к определенной личности.

Холерик должен уметь развивать уважение и почитание результативности личности.

Меланхолику следует уметь развивать сочувствующее другой судьбе сердце.

Флегматик должен развивать живое участие в содействии интересам других.

Загадкой является не только человек вообще, но и каждый отдельный человек, который встречается нам в жизни, каждая новая индивидуальность задает нам новую загадку, в которую мы, конечно, не сможем проникнуть, размышляя об этом нашим рассудком. Мы должны идти к индивидуальности.

Шаблоны распознать легко. Стремиться овладеть жизнью по шаблонам ­ легко, но с ней нельзя обращаться как с шаблоном.

ТЕМПЕРАМЕНТ В САМОВОСПИТАНИИ ВЗРОСЛОГО.

В связи с проблемами темперамента нас часто спрашивают,может ли взрослый работать над своим темпераментом. На этот вопрос следует однозначно ответить "да" — хотя таких органических изменений, как у подрастающего ребенка, уже не достигнуть. Как ни угнетает нас то, что "себя не переделаешь", что всем нам присуща определенная односторонность, — мы все же с радостью обнаруживаем, что над этой мнимой односторонностью можно работать и добиться определенных изменений. Холерик, который после вспышки гнева просит прощения, может сказать: "Ты ведь знаешь, я этого не хотел, но так получилось. Я просто не сумел сдержаться". Флегматик вполне осознанно может заметить: "Да­вай-ка потихоньку — у меня быстро не выходит". Оба примера по­казывают, что человек, осознав односторонность своего существа, на­чинает над собой работать. Самовоспитание не в том, чтобы истре­бить холерические свойства или флегму либо сознательно их по­давить. Цель, скорее, в том, чтобы научиться направлять эти свой­ства темперамента в позитивное русло.

Рудольф Штайнер во многих своих лекциях давал советы касательно такого самовоспитания. Приведем здесь некоторые из них.

Холерик, страдающий от неконтролируемых приступов "буйства", может предпринять следующее. При выполнении каких-нибудь мелких обязанностей ему нужно собрать всю свою силу, полностью ее осознать. Так, например, он может с полным напряжением сил ежедневно распиливать кусок дерева или одной рукой нести к столу полный поднос. Оттого что он после каждой вспышки бешенства будет злиться на свою несдержанность и давать себе слово в следующий раз не впадать в такой гнев, толку чуть, а вот если он приучит себя сосредоточенно, с напряжени­ем всех сил выполнять мелкие дела, польза будет очень и очень большая.

Если же человек замечает, что в нем слишком мало холерического. Он слишком легко приспосабливается к обстановке, затрудняется высказывать свое мнение и только критикует, когда ничего уже не изменить, то он может воспользоваться следующим упражнением: развивать инициативу, взяв себе за правило ежеднев­но выполнять какое-нибудь дело, к которому его ничто извне не принуждает. Дело может быть совсем простое, например, в определенное время открыть в квартире все окна, а потом снова их закрыть. Можно каждое утро вставать на 15—30 минут раньше и заниматься чем-нибудь в собственное удовольствие. Главное здесь, чтобы воля действовала не по внешнему принуждению и не под давлением обстоятельств, а исключительно на основе собственного решения. Если в продолжение длительного времени регулярно или несколько раз в день проделывать такие упражнения, то вскоре настойчивость и уверенность явно возрастают.

Сангвиник может упражняться в сосредоточенности, занимаясь совершенно неинтересными делами, педантично доводя их конца и только затем переходя к другому делу. Таким образом, он осознаёт свою склонность к поверхностности и необязательности и учится владеть собой и выполняемым делом. Тот, кто считает, что сангвинический темперамент выражен в нем слишком слабо (это обычно характерно для меланхоликов), может попытаться воспитать в себе открытость и веселость, сознательно стараясь развить интерес ко всему, что ему встречается. Для многих людей это совсем не просто и действительно требует волевого напряжения. Если они намерены делать такое упражнение, то должны обязательно отыскать в данной ситуации интересный для них аспект. Поначалу это будет трудно, тогда можно, беседуя с другими людьми, спрашивать: "Почему тебе это нравится? С каких пор ты этим занимаешься?" Люди, которые прежде казались скучными и незначительными, могут оказаться весьма интересными, если обращаться к ним с такими вопросами. Вопросы всегда побуждают открыться, это — поиски понимания. Таким образом, можно шаг за шагом упражнять способность меланхолика находить для каждого нужное слово, в итоге человек сам удивляется, сколько всего он без внимания и какой богатой и многоцветной становится жизнь благодаря таким упражнениям.

Тому, кто хочет поработать над своим флегматическим темпераментом, можно порекомендовать каждый день заниматься чем-нибудь особенно скучным, неинтересным. Можно, например, сложа руки и, вместо того чтобы смотреть в окно на улице где что-то происходит, смотреть в комнату, где не происходит вообще ничего. Скука, которая очень скоро охватывает человека, отчетливо показывает ему, как много он упускает в жизни вообще из-за своей инертности. Далее, для флегматика очень полезно поработать над любовью к правде, ведь в силу лености и склонности к комфорту и покою ему куда легче солгать — только бы его никто не трогал. Важно для него также каждый вечер перебирать в памяти события истекшего дня. Причем укладываться, скажем, в пять минут, а не упиваться подолгу воспоминаниями о приятных событиях, забывая о неприятных.

Тот же, кто считает, что в нем слишком мало флегмы, может для развития выдержки и терпения заняться вот чем: возвести в ранг идеала верность и любовь к детали. Рудольф Штайнер некогда назвал это качество "благоговением перед мелочами". Оставаться верным себе в мелочах и превратить инертность (главную черту флегматика) в душевное упорство, в позитивную силу, на которую опираются все другие способности.