Смекни!
smekni.com

Задачи учителя в формировании характера на основе темперамента. 9 (стр. 1 из 3)

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. 3

ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ? 4

ТЕМПЕРАМЕНТ-ПРЕДПОСЫЛКА
ДЛЯ БУДУЩЕГО ХАРАКТЕРА. 7

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА

НА ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. 9

ТЕМПЕРАМЕНТ В САМОВОСПИТАНИИ ВЗРОСЛОГО. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

ЛИТЕРАТУРА. 19


ВВЕДЕНИЕ

"Темперамент", "характер", "личность" – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер",

"личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.


ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ

Общее понятие о темпераменте

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные

И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

ТЕМПЕРАМЕНТ-ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ БУДУЩЕГО ХАРАКТЕРА.

Взгляните на сангвиника; понаблюдайте, сколь примечательный взгляд оказывается уже у сангвинического ребенка, который быстро к чему-либо прилипает, но столь же быстро снова отворачивается; это ­ веселый взгляд; внутренняя радость светится во взгляде, в котором выражается то, что приходит из глубины человеческой природы, из астрального тела, которое у сангвиника преобладает. Оно в своей, самой по себе подвижной жизни ­ будет работать в конечностях. Оно будет также делать внешний облик человека настолько подвижным, насколько это возможно. Да, всю внешнюю физиономию, постоянный облик, так же, как и жесты, мы можем распознать как выражение подвижного, бегущего и струящегося астрального тела. Астральное тело имеет склонность образовывать, формировать. Внутреннее выступает наружу; поэтому сангвинический человек худощав и гибок. Даже в худощавом облике, в строении костей мы видим внутреннюю подвижность астрального тела во всем человеке. Она выражается, например, в сухощавых мышцах. Это видно также и в том, что человек переживает внешне. И даже неясновидящий может уже со спины понять, сангвиник этот человек или холерик. Для этого не требуется быть духоиспытателем. Глядя на идущего холерика, можно наблюдать, что он каждую ногу ставит так, как если бы при каждом шаге хотел не только коснуться земли, но чтобы нога еще немного вошла в землю. У сангвиника ­ наоборот, скачущая и прыгающая походка. В скачущей, танцующей походке сангвинического ребенка вы видите выражение подвижного астрального тела. Сангвинический темперамент особенно сильно выступает в детском возрасте. Видите, как здесь обнаруживается образность. Во внешнем облике имеются также и более тонкие признаки. Если у холерика мы видим остро вырезанные черты лица, то у сангвиника черты лица подвижны, выразительны, изменчивы. У сангвинического ребенка перед нами выступает также известная внутренняя возможность менять свою физиономию. Вплоть до цвета глаз мы можем установить выражение сангвинического человека. Внутренность Я-природы, замкнутая внутренность холерика выступает нам навстречу в его черных глазах. Посмотрите на сангвиника, у которого Я­природа укоренилась не столь глубоко, у которого астральное тело изливает всю свою подвижность, здесь господствуют голубые глаза. Они интимно связаны, эти голубые глаза, с внутренним светом человека, который невидим, со светом астрального тела.

Но пойдем дальше. Опять-таки мы видим, что флегматический темперамент ­ также проявляется во внешних формах. При нем ведь преобладает деятельность эфирного или жизненного тела, имеющего свое физическое выражение в системе желез и свое душевное выражение ­ во внутреннем комфорте, равновесии. Если у такого человека в его внутреннем не только нормальным образом все в порядке, но и сверх нормальности особо действенны эти внутренние образующие силы комфорта, то их продукты распределяются в человеческом теле; оно становится полным, дородным, оно раздается. В наполнении тела, в выработке жировых отложений, заключено то, что особенно вырабатывают внутренние образующие силы эфирного тела. Во всем этом нам навстречу выступает внутренний комфорт флегматика. И кто не распознает также в этом недостаточном взаимодействии внутреннего с внешним причину волочащейся, разболтанной походки флегматика, чьи шаги зачастую не слишком гармонируют с неровностями почвы? Он ведет себя, так сказать, неаккуратно, не соотносит себя с вещами. То, что он мало способен к овладению формами своего внутреннего, вы можете увидеть во всем человеке. Флегматический темперамент выступает перед нами в неподвижной, безучастной физиономии, вплоть до своеобразного туманного, бесцветного взгляда; в то время, как взгляд холерика огненный и искрящийся, у флегматика мы узнаем выражение лишь направленного вовнутрь комфорта эфирного тела.

Меланхолик ­ человек, который не может полностью прийти к господству над физическим инструментом, которому физический инструмент оказывает сопротивление, который не справляется с пользованием этим инструментом. Всмотритесь в меланхолика, как он зачастую свешивает голову, не в силах держать затылок прямо; склоненная голова свидетельствует о том, что внутренние силы, которые должны поднимать голову вверх, не могут свободно развернуться. Глаза опущены, взгляд мрачен. Это ­ не черный блеск глаз холерика. Мы видим по этому своеобразному взгляду, что физический инструмент создает трудности его обладателю. Походка ­ хотя и размеренная, твердая, но это не походка холерика, не его твердая поступь, это ­ некоторая известного рода волочащаяся твердость.

При воспитании надо принимать во внимание темпераменты очень точно; особенно это важно у детей ­ быть в состоянии вести и направлять развивающийся темперамент. Но также и позднее, при самовоспитании, это все еще важно для человека. Для того, кто хочет сам себя воспитывать, очень ценно, если он обратит внимание на то, что выражается в его темпераменте.

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕМПЕРАМЕНТА.

Чтобы направлять темпераменты, следует учесть основное положение: всегда надо считаться с тем, что здесь есть, а не с тем, чего нет.

Если мы хотим правильно вести себя по отношению к этому ребенку, мы должны обратить внимание на следующее. Действительный практик, прежде всего обнаружит, что даже если ребенок увлекается то одним, то другим, все же, как правило, найдется нечто такое, чем этот ребенок интересуется, что у каждого сангвинического ребенка есть один интерес, один действительный интерес. Ведь он вообще может легко загореться интересом к тому или иному предмету, но может его также и быстро потерять. Но существует один интерес, который может быть постоянным также и у сангвинического ребенка. Практика это подтверждает; только это надо найти. И то, что мы находим особенно его интересующим ­ надо принять во внимание. То, что для ребенка все же является чем-то таким, мимо чего он не может легкомысленно проскочить ­ надо попытаться продемонстрировать ему как особый факт, чтобы его темперамент не расстилался над ним равнодушно; то, что является его страстью, любимым занятием ­ надо пытаться представить ему в особом свете; он должен учиться применять свой сангвинизм.