ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (поло-возрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, "класса в себе" в "класс для себя". См. класс.). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений. Современные теории организации выросли из веберовской концепции бюрократии как идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая система организации (в современной терминологии – "механистическая") считается лишь одной из организационных форм, которая эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся неизменными технологиями и стабильными рынками. Поскольку сейчас такая ситуация крайне нетипична, доминирует другая форма организации – небюрократическая, "органическая", которая эффективна в ситуациях нестабильных, требующих децентрализации принятия решений и инициативности всех членов организации. В таких системах организации очень важное значение приобретает организационная культура. Она рассматривается как объединяющая сила, обеспечивающая такую мотивацию членов организации, которая соответствует целям компании, определяемым высшим менеджментом (топ-менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно создает организационную культуру, формирующую у служащих чувство принадлежности к фирме, общности интересов, что компенсирует сокращение традиционных механизмов социального контроля. Именно с развитием организационной культуры связан успех японского менеджмента.
ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ – это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.
ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П.Бурдье выразил эту проблему в идее "символического капитала", который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.
РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ – состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий. Одна из гуманистических общечеловеческих ценностей. Первоначально идея социального равенства насила религиозный характер. Согласно христианству и некоторым другим религиям, все люди равны от рождения. Это так называемая идея онтологического равенства людей. В смысле равенства возможностей понятие социального равенства использовалось в качестве одного из трех основных принципов буржуазных революций (свобода, равенство, братство) и буржуазного права. Оно было направлено против феодально-сословных привилегий и утверждало новый – достижительский принцип организации системы социальной стратификации. Предполагалось, что все социальные позиции в обществе должны завоевываться в открытой конкурентной борьбе на основе личных достижений и личного таланта. Все люди, независимо от происхождения, расы, пола и т.п., имеют равное право участвовать в этой борьбе. Все люди равны перед законом и имеют равные гражданские права. Однако такое равенство оказалось формальным, поскольку представители различных социальных групп в силу различий в собственности, в культурном капитале и социальном престиже изначально находятся в неравных условиях. Поэтому для обеспечения большего социального равенства некоторые государства, так называемые "государства всеобщего благосостояния", проводят политику "позитивной дискриминации" в пользу наименее привилегированных групп. Такая политика направлена на достижение равенства условий прежде всего в сфере образования и социального обеспечения путем компенсации неблагоприятных условий для некоторых социальных групп. Социализм углубил идею либерально-буржуазного равенства возможностей до идеи фактического равенства. Необходимой предпосылкой его достижения считается социальная революция, которая должна устранить причины социального неравенства, прежде всего частную собственность на средства производства, и обеспечить удовлетворение потребностей всех членов общества, в котором "всестороннее развитие каждого является условием всестороннего развития всех" (К.Маркс).
СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ – система упорядоченных, устойчивых и типичных связей и взаимодействий элементов (индивидов, социальных групп). Социальная структура определяется как всякая повторяющаяся модель социального поведения. Более конкретное содержание этого понятия зависит от теоретического подхода, в рамках которого оно используется. К.Маркс выделял базис и надстройку как важнейшие компоненты социальной структуры, а также связанную с ними социальную структуру общества. Для представителей структурного функционализма основными элементами социальной структуры выступают социальные институты как совокупность организованных образцов социального поведения. Выделяют также статусно-ролевую структуру, т.е. структуру, элементами которой являются индивиды, занимающие определенные социальные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие функции (роли). Ориентация на выявление структурных взаимосвязей и взаимозависимостей является одной из основополагающих особенностей социологии (ее предмета и метода). Структурализм, т.е. анализ социальных явлений с точки зрения структуры, начиная с Э.Дюркгейма, является одним из основных методологических подходов в социологии. Однако представителями противоположного методологического подхода – теории социального действия – он критикуется как овеществляющий общество, отрицающий активность личности, поскольку структура жестко детерминирует ее поведение. Вместо такого понимания социальной структуры П.Бергером предложена концепция "социального конструирования реальности". В ней социальная структура характеризуется "не как нечто, способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Здесь социальная структура конструируется и переконструируется людьми, в процессе их взаимодействий, и всегда можно объяснить, каким образом структуры конструируются в процессе социальной деятельности индивидов.
СОСЛОВИЕ – социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации – сословную, сложившуюся в Европе и России. Для нее, как и для кастовой системы, характерны аскриптивное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность. В отличие от касты, сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого сословия в иерархической системе, его права и обязанности, регулировалась допускаемая мобильность между сословиями. Сословная система, сложившаяся в период феодализма, разрушалась в ходе буржуазных революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали требование юридического равенства всех граждан, ликвидацию сословных привилегий. В России до реформы 1861 года существовали следующие сословия: податные – крестьяне, мещане и купцы, неподатные – дворянство и духовенство.