Существуют различные модели управления (японские и американские организации; особенностью первых, например, является коллективизм, пожизненный найм, медленное продвижение по служебной лестнице, неспециализированная карьера; для вторых, напротив, характерен индивидуализм, краткосрочный найм, быстрая и специализированная карьера). Выделяется также китайская и советская модели управления. Очень остро в современной отечественной науке стоит вопрос о формировании национальной модели управления. Кроме того, каждая организация имеет свою культуру, которая включает различные характеристики, в том числе, стратегию и структуру организации; проектирование физического пространства; особенность решать организационные и процедурные вопросы; критерии приема, отбора, продвижения кадров, распределение поощрений и должностей; мифологию (рассказы о значительных событиях и людях); свою философию, выражающейся и в символике; а также внутригрупповые конфликты и особенности межличностного общения.
Однако центральным моментом в любом процессе управления, как мы уже отмечали, является принятие решений, которое непрерывно осуществляется в таких его функциях как планирование, организация, мотивация и контроль, которые во взаимосвязи друг с другом образуют его структуру. Поэтому можно сказать, что процессы управления осуществляются за счет принятия решений, соответственно, пока принимаются решения - осуществляются и процессы управления, а значит, существует и такая система как организация. Таким образом, управление всегда связано с функционированием организации и процессом принятия решения.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений. Современные теории организации выросли из веберовской концепции бюрократии как идеальной формы организации. Сейчас бюрократическая система организации (в современной терминологии – "механистическая") считается лишь одной из организационных форм, которая эффективна в стабильных ситуациях, характеризующихся неизменными технологиями и стабильными рынками. Поскольку сейчас такая ситуация крайне нетипична, доминирует другая форма организации – небюрократическая, "органическая", которая эффективна в ситуациях нестабильных, требующих децентрализации принятия решений и инициативности всех членов организации. В таких системах организации очень важное значение приобретает организационная культура. Она рассматривается как объединяющая сила, обеспечивающая такую мотивацию членов организации, которая соответствует целям компании, определяемым высшим менеджментом (топ-менеджментом). Топ-менеджмент целенаправленно создает организационную культуру, формирующую у служащих чувство принадлежности к фирме, общности интересов, что компенсирует сокращение традиционных механизмов социального контроля. Именно с развитием организационной культуры связан успех японского менеджмента.
ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ – это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.
ФОРДИЗМ И ПОСТФОРДИЗМ - две системы производства и управления, а также связанные с ними социальные и политические последствия. Фордизм – это разработанная Генри Фордом модель массового производства стандартизированных товаров на сборочных конвейерах, с использованием неквалифицированных или полуквалифицированных работников, занятых простыми операциями и объединенных на крупных фабриках. Такое производство обладает "эффектом масштаба" и отличается низкой себестоимостью единицы продукции, доступной массовому потребителю. Оно в крупных и стабильных рынках сбыта, а значит - в государственной поддержке высокой покупательной способности населения и защите национальных рынков. Естественным спутником фордизма было государство всеобщего благосостояния , обеспечивающее такие условия. Постфордизм, появившийся в 1980-е гг., идет на смену фордизму в новых исторических условиях. Он связан с гибким производством на небольших предприятиях специализированных (мелкосерийных) товаров и услуг для сегментированных рынков. Постфордизм выходит за рамки национальной экономики и национального рынка на глобальные рынки, включается в систему нового международного разделения труда. В различных странах, в различных секторах экономики переход от фордизма к постфордизму осуществляется разными темпами. Так, если такие высокотехнологичные отрасли, как производство электроники, бытовой техники и т.п., уже функционируют по принципам постфордизма, то сектор "fast food" продолжает расвиваться на классических фордистских принципах.
Тема 7. Социология личности.
1. Социологический подход в изучении личности. Сущность и структура личности. Типология личности.
2. Теория зеркального «Я» Дж.Мида и Ч.Х.Кули.
3. Теория социальных ролей (Т.Парсонс, Дж.Морено).
4. Теория символического интеракционизма.
5. Личность в системе социальных связей. Механизмы социализации. Социальный статус.
Харчева В.Г. Основы социологии. М.:Логос, 2000. 301с.
Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. М.:АСТ, 1998. 491с.
Социология. Под ред. В. П. Сальникова. СПб.:Лань,2001. 415с.
Прикладная социология. Учебное пособие. Под ред. Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.316с.
Кравченко А. И. Социология. М.:Академический проект, 2005. 507 с.
История социологии в Западной Европе и США. Под. ред. Г.В.Осипова. М.:НОРМА:ИНФРА,1999. 563с.
Гидденс Э. Социология. М.:Эдиториал УРСС, 1999.703с.
Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков. СПб.: Лань, 2002. 415с.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 2001. 428с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Добросвет, 2000. 595с.
Социология. Под ред. Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попова. М.: Гардарики, 2006. 510с.
Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.:Стратегия,1998. 223с.
Социология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тетра Системс, 2000. 543с.
Развитие социологии в России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Кукушкиной Е. И. М.: Высшая школа, 2004. 454с.
Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 334с.
Мендра А. Основы социологии. М.: NOTA BENE, 2000. 341c.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология.М.,1995
Комаров М.С. Введение в социологию.М.,1994
Смелзер Н. Социология.М.,1994
Фролов С.С. Социология.М.,1997
Мертон Р. Социальная структура и аномия \ СОЦИС.1992.№2,3
Мид Дж. От жеста к символу \ Американская социологическая мысль. М., 1994. С.215-237
Проблемы социализации молодежи. М.,1993
Рисмен Д. Некоторые типы характера и общества \ СОЦИС. 1993. №4-5
Руткевич Е.Д. Типология социального характера Д.Рисмена // СОЦИС. 1993.№3
Скиннер В. Технология поведения // Американская социологическая мысль. М., 1994. С.30-46
Хоманс Д. Социальное поведение как обмен // Современная западная социальная психология. М., 1984. С.89-91
Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969
Словарь терминов по теме
«СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение. Понятие введено в социологию Э.Дюркгеймом. По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида. В дальнейшем понятие аномии было расширено американским социологом Р.Мертоном, который связал проблему аномии с несоответствием между определяемыми культурой целями и доступностью институциализированных средств их достижения. При ограниченности возможностей достижения широко распространенных и постоянно подчеркиваемых целей ( в США – богатства) с помощью доступных средств индивид использует иные средства достижения цели, даже если эти средства незаконны. В рамках определенных социальных групп такие средства могут считаться нормальными. Мертон выделил пять возможных вариантов индивидуальной адаптации в обществе, где имеется разрыв между определенными культурными нормами и одобряемыми средствами их достижения, доступными отдельным индивидам или целым социальным группам: