ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ – общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассматривал престиж как показатель социальной репутации, "ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группы. В современной социологии П.Бурдье выразил эту проблему в идее "символического капитала", который наряду с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (статусом социальным) совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статуснно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория, описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации (внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возрасте – с фигурой лидера и т.д.). В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей (а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д. Социализация – двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.
СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ – этот термин в социологии имеет два значения: 1) положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями. Статус индивида может быть приписанным (аскриптивным), т.е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т.п., что характерно главным образом для традиционного, "закрытого" общества, а может быть достигнутым – приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, "открытого" общества. Приписанный статус интересует социологию только в том случае, когда он становится основанием социального неравенства, т.е. влияет на дифференциацию достигнутых статусов. В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчивым, закреплялся религией или законом. В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют оба вида статусов. Некоторые статусы, например, гендерные, в основном предопределены, другие достигаются в конкурентной борьбе. Достигнутый статус тоже в значительной мере определяется аскриптивными признаками. Так, возможность получения хорошего образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, может быть прямо связана с преимуществами семейного происхождения.
2) В теориях социальной стратификации статус рассматривается как синоним престижа, характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Это понятие М.Вебером использовалось в качестве основания социальной стратификации, отличной от классовой. Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может довольно низко оплачиваться, т.е. занимать низкий статус по шкале доходов. Несоответствие различных измерений порождает тенденцию к выравниванию статусов, вплоть до радикального стремления к изменению системы социальной стратификации (борьба с привилегиями в Советском Союзе периода перестройки). В современной социологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность.
ХАРИЗМА (божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей. В социологии этот термин использовался Вебером для анализа одного из трех типов легитимного господства - харизматического. Он основан на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной связи вождя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы правового и институционального порядка и вводить новые нормативные правила. Харизматическое лидерство несет с собой значительный динамический и даже революционный потенциал, но обычно кратковременно и, по Веберу, достаточно быстро происходит "рутинизация харизмы" и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме господства.
ЭЛИТА СОЦИАЛЬНАЯ – высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе. В классической социологии выработаны различные подходы к изучению элиты. Наиболее распространено понимание элиты как меньшинства, обладающего монополией на власть и принятие решений (К.Маннгейм, А.Этциони и др.). Г.Моска, Г.Дюпре и др. определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе. В.Парето, Ж.Боден, Х.Ортега-и Гассет и др. под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности. Элита рассматривается как необходимый элемент социальной структуры общества, которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение. Элита как вершина пирамиды общества разделяется на различные группы. Выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны (в России это руководители государственных предприятий ("директора") и негосударственных структур – "бизнес-элита" как специфическая элитная группа), научную, культурную, военную и др. группы элит. Правящие элиты различаются по степени открытости / закрытости, т.е. по возможности их пополнения за счет неэлиты ( застой в СССР характеризовался фактически полной закрытостью элитных групп). Элиты также различаются по степени их интегрированности в сплоченные группы. В обществах, достаточно стабильных, формируется и сплоченная "властвующая элита" (Ч.Р.Миллс) , связанная многообразными отношениями, включая семейные и дружеские.