СВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ ОБ ОБЩЕСТВЕ –подход с позиции анализа общества как целостности характерен для философии и истории. Однако, целостность они трактуют иначе. Для философии это целостность мира, для истории – целостность единого исторического процесса. В отличие от философии в социологии целостность общества не носит умозрительного характера, а раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития. Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому точнее определять предмет социологии через понятие социальных механизмов. Предметом социологии является общество как целостный Организм, социальные механизмы его функционирования и развития. Социология отличается от других наук не только тем, что она изучает, но и как изучает. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.
СИСТЕМА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ включает в себя следующие элементы: социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности; общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма и так далее; отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных; методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например, настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии "традиция – современность". Для традиционного типа социальных отношений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты: невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность; приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность; жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия; групповая идентичность и ценностно-нормативные систем, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность (конформизм, патернализм и т.п.).
В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ – теоретико-познавательная –подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования; практически-преобразовательная (в т.ч. организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная) – подразумевает использование социологического знания в различных областях социальной практики, в т.ч. во взаимном приспособлении индивида и социальной среды; мировоззренческая функция подразумевает, что социологическое знание, как и социально-гуманитарное знание, в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
Тема 2. Классическая социология XIX века
1. Социология О.Конта
а)позитивизм как способ обоснования науки
б)закон трех стадий
в)социальная статика
г)социальная динамика
2. Биологический редукционизм. Социал-дарвинистская школа
а)основные истоки и принципы социал-дарвинизма
б)учение Г.Спенсера об обществе. Органицизм
1.Расово-антропологическая школа в социологии.
2.Расовая теория А.Де-Гобино. Ляпуж.
Конт О. Дух позитивной философии//Тексты по истории социологии 19-20 веков.М.,1997.
Спенсер Г. Основания социологии//там же
Спенсер Г. Социология как предмет изучения//там же
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1995
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СП-б. 1996. Ч.1. Классика социологической теории: от Конта до Вебера.
Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии. М., 1996
Давыдов Ю.Н. Метатеоретические устои социологии Х1Х века // Социс. 1998. №6
История социологии в Западной Европе и США. Под. ред. Г.В.Осипова. М.:НОРМА:ИНФРА,1999. 563с.
Гидденс Э. Социология. М.:Эдиториал УРСС, 1999.703с.
Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков. СПб.: Лань, 2002. 415с.
История социологии. Под ред. А.Н.Елсукова, Г.Н.Соколовой и др. Минск. 1997
Развитие социологии в России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Кукушкиной Е. И. М.: Высшая школа, 2004. 454с.
История социологии в Западной Европе и США. М. 1999
(Гл.1. О.Конта и возникновение позитивной социологии, гл.2. Социология Г.Спенсера).
История теоретической социологии. В 5 томах. Т.2. Социология Х1Х века. Разд.1. От социальной утопии к социологической науке: А.Сен-Симон и О.Конт. Раздел 3. Основные теоретико-методологические устремления и размежевания послеконтовской социологии Х1Х века.
Култыгин В.П. Французская классическая социология 19 начала 20 веков.М.,1991
Осипова Н.Г. Теоретико-методологические принципы анализа историко-социологического процесса // Вестник МГУ (сер. «Социология и политология»). 2000. №2
Очерки по истории теоретической социологии 19 века. Под ред.Ю.Н.Давыдова.М.,1996
Словарь терминов по теме
«КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX ВЕКА»
АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии – возникшее в конце XIX века направление, которое противостояло влиянию позитивистской методологии социологического анализа, считая ее неадекватной природе социальной реальности. Антипозитивизм отказывался от заимствования методов и теоретических моделей тех или иных естественных наук (прежде всего биологии, "организмической" модели), настаивая на необходимости вырабатывать собственные методы и теоретические модели объяснения культурно-исторической реальности. Так, Вебер обосновал новый подход в социологии, предполагающий "понимание" смысла социальных явлений, и положил начало "понимающей социологии". По мере того, как социология развивала собственные теоретико-методологические основания, проблема антипозитивизма в социологии постепенно утрачивала актуальность.