1. Культура как социальное явление. Основные социологические концепции культуры. Основные элементы культуры: понятия, ценности, нормы.
2. Влияние культуры на развитие личности. Культура различных социальных субъектов. Сопоставление культур: два основных подхода.
3. Формы контркультуры. Проблемы толерантности культуры. Культурные конфликты и их основные формы.
4. П.Сорокин: структурный стиль культуры. Идея культурного цикла и социодинамика культуры. Особенности современного культурного процесса. Проблема социально-культурных отношений современного российского общества.
5. Структура общества и культура социальных групп. Национальные и социальные меньшинства и их субкультуры. Понятие культурного развития и культурной деградации.
1. Влияние культуры на развитие личности
2. Особенности современного культурного развития
Харчева В.Г. Основы социологии. М.:Логос, 2000. 301с.
Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. М.:АСТ, 1998. 491с.
Социология. Под ред. В. П. Сальникова. СПб.:Лань,2001. 415с.
Прикладная социология. Учебное пособие. Под ред. Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.316с.
Кравченко А. И. Социология. М.:Академический проект, 2005. 507 с.
История социологии в Западной Европе и США. Под. ред. Г.В.Осипова. М.:НОРМА:ИНФРА,1999. 563с.
Гидденс Э. Социология. М.:Эдиториал УРСС, 1999.703с.
Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков. СПб.: Лань, 2002. 415с.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 2001. 428с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Добросвет, 2000. 595с.
Социология. Под ред. Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попова. М.: Гардарики, 2006. 510с.
Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.:Стратегия,1998. 223с.
Социология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тетра Системс, 2000. 543с.
Развитие социологии в России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Кукушкиной Е. И. М.: Высшая школа, 2004. 454с.
Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 334с.
Мендра А. Основы социологии. М.: NOTA BENE, 2000. 341c.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология.М.,1995
Комаров М.С. Введение в социологию.М.,1994
Смелзер Н. Социология.М.,1994
Фролов С.С. Социология.М.,1997
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1,2. М.,1994
Гуревич П.С. Философия культуры.М.,1994
Ионин Л.Г. Культура на переломе\Социс.1995.№2
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996
Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург.1992
Социология культуры. М.,1989
К.Манхейм. Диагноз нашего времени.М.,1995 (статья "Человек и общество в эпоху преобразования" Гл.1,2)
Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития \Пер. с нем. М.1997.
Гилинский Я. Социология девиантного поведения и социального контроля: краткий очерк\Рубеж.1992.№2
Афанасьев В. Эволюция концепции аномии в социологии девиантного поведения \Рубеж.1992.№2
Мертон Р. Социальная структура и аномия\Рубеж.1992.№2
Словарь терминов по теме
«КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
КУЛЬТУРА – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре воплощается прежде всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, культурой. Человек отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения – знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не может быть включен в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не может быть создан без предварительного "проекта" в голове человека. Мир человека – это культурно выстроенный мир, все границы в нем имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция культуры – это внедрение и поддержание определенного социального порядка. Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т.п., что в совокупности составляет определенный образ жизни. Духовная культура включает все сферы духовной деятельности и ее продукты – познание, воспитание, просвещение, право, философия, наука, искусство, религия и т.п. Вне духовной культуры культура вообще не существует, как не существует и ни один вид деятельности человека. Духовная культура также воплощается в материальных носителях (книги, картины, дискеты и т.п.). Поэтому деление культуры на духовную и материальную весьма условно. Культура отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах (политическая культура, экономическая культура, культура труда и быта, культура предпринимательства и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп (класса, молодежи и т.п.). В то же время существуют культурные универсалии – некие общие для всего культурного наследия человечества элементы (возрастная градация, разделение труда, образование, семья, календарь, декоративное искусство, толкование снов, этикет и т.д.). Дж.Мердок выделил более 70 таких универсалий. Современный смысл термин "культура" приобрел только в XX веке. Первоначально (в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим словом обозначали возделывание, "окультуривание" почвы. В XVIII веке термин приобрел элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии XVIII века культура и цивилизация были противопоставлены друг другу – как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (культура) и как нечто утилитарно-внешнее, "техническое", материальное, стандартизирующее человеческую культуру и сознание, угрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры, фактически – критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели культуры (Ф.Теннис, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.).
В современной науке термин "цивилизация" остается многозначным. Термин же "культура" утратил прежний элитарный ( и вообще любой оценочный ) оттенок. С точки зрения современных социологов, любое общество вырабатывает специфическую культуру, ибо может существовать лишь как общность социокультурная. Именно поэтому историческое развитие того или иного общества (страны) - это уникальный социокультурный процесс, который не может быть понят и описан при помощи каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения, что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм – экономических, политических, образовательных и т.п. В другой социокультурной среде они могут приобрести ( и неизбежно приобретают) совсем другое содержание и значение. Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели – эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж.Фрезер, Л.Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культур как более или менее развитых, и выделение "эталонных" культур ( европоцентризм и позже – американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой ( по аналогии с человеческой жизнью - рождение, детство и т.д.), каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуры как примитивные или высокоразвитые – они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н.Я.Данилевский ("Россия и Европа". 1871 год ). За ним следовали О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Л.Гумилев и др. Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизирует лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания. Современная наука предлагает принципиально новые подходы (к примеру, волновая теория культуры, выдвинутая О.Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры – культура постиндустриального, информационного общества. (См. постмодернизм ).
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои. Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.