ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ – Язык – рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как система смыслов и значений, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру. Ценности – это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают следующие виды ценностей: терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства). Нормы – это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различают следующие виды норм: формализованные правила (все, что официально записано); правила морали (связаны с представлениями людей); образцы поведения (мода).
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ – Коммуникативная связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. Регулятивная связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями. Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ (Дж. Мердок) – общие черты, свойственные всем культурам. К ним относятся совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык и т.д. Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ И РЕЛЯТИВИЗМ – крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм. Релятивизм настаивает на необходимости воспринимать культуру, исходя из ее ценностей и норм, а этноцентризм – это позиция, исходящая из представления о превосходстве собственной культуры: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе". В масаштабе человечества различают системы национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества – элитарную культуру, народную культуру, массовую культуру. Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий. Элитарная культура – ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура – (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки: прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий); индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов); прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)
КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ – это процессы, обусловленные либо саморазвитием культуры, которое может быть стихийным (создание народных разговорных языков) или планомерным, либо взаимодействием культур и культурными контактами между ними, происходящими в форме заимствования (добровольного, вынужденного и насильственного). Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.
Тема 4. Основные социальные институты общества
1. Понятие социального института, причины возникновения, основные этапы развития
2. Экономика как социальный институт
3. Политика как социальный институт
4. Образование как социальный институт
5. Религия как социальный институт
6. Семья как социальный институт
Харчева В.Г. Основы социологии. М.:Логос, 2000. 301с.
Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. М.:АСТ, 1998. 491с.
Социология. Под ред. В. П. Сальникова. СПб.:Лань,2001. 415с.
Прикладная социология. Учебное пособие. Под ред. Ю. С. Колесникова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.316с.
Кравченко А. И. Социология. М.:Академический проект, 2005. 507 с.
История социологии в Западной Европе и США. Под. ред. Г.В.Осипова. М.:НОРМА:ИНФРА,1999. 563с.
Гидденс Э. Социология. М.:Эдиториал УРСС, 1999.703с.
Галактионов А. А. Русская социология XI-XX веков. СПб.: Лань, 2002. 415с.
Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарика, 2001. 428с.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.:Добросвет, 2000. 595с.
Социология. Под ред. Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попова. М.: Гардарики, 2006. 510с.
Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение). М.:Стратегия,1998. 223с.
Социология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тетра Системс, 2000. 543с.
Развитие социологии в России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Кукушкиной Е. И. М.: Высшая школа, 2004. 454с.
Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 334с.
Мендра А. Основы социологии. М.: NOTA BENE, 2000. 341c.
Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология.М.,1995
Комаров М.С. Введение в социологию.М.,1994
Смелзер Н. Социология.М.,1994
Фролов С.С. Социология.М.,1997
Антонов А.И., Медков В.М., Нетрусов М.А. Демография семьи – проблемы моделирования семейного цикла жизни // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология. 1997.№2
Берто Д. Семейное владение и семья // Социс. 1993. №2
Брайтович А.С. Типы организаций и их структуры // Социс, 1998. №12
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социс, 1997. №1
Вишневский А.Л. Религия как социально-политический институт у Э.Дюркгейма и Г.Спенсера // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки, 1999. №4
Гавра Г.П. Социальные институты // Социально-политический журнал, 1998.№2
Заостровцев А.П. Социология семьи // Социально-политический журнал, 1993. №9, 10
Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология, 2001. №3
Проблемы женщин и семьи глазами социологов\ отв.ред Е.Ф.Ачильдиева, Е.Г.Мешкова.М.,1997
Радаев
Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996
Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы // Социс, 1994. №6
Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк) // Вестник МГУ. Сер.18. Социология и политология, 1997. №3
Словарь терминов по теме
«СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ»
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений". Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Таким образом, институциализация – это превращение спонтанного поведения людей в организованное ( "борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты ( См. конфликт социальный ). Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы. Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции – это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России). Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Прежде всего изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).