Проблемы классификации русского героического эпоса. Периодизация развития русского героического эпоса. Проблема историзма былин. Полемика 50-60-х годов об историзме былин. Место былин в системе жанров русского фольклора. Основные сюжеты и темы былин древнейшего периода элементы мифологических представлений и черты архаического эпоса, отразившиеся в былинах древнейшего периода. Основные сюжеты и темы Киевского и Новгородского циклов. Предпосылки возникновения героического эпоса, социально-бытовые и исторические отличия, обусловившие идейно-тематические различия в ходе формирования сюжетов Киевского и Новгородского циклов. Классификация былинных сюжетов: соотношение архаических и героических элементов сюжетов
Исторические корни былинной поэтики. Определения поэтики былины как целостной художественной системы. А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Путилов о поэтике былин. Образная система былины, ее генезис и трансформация. Пространство и время в былине. Особенности композиции. Былинные герои. Былинные тропы. Проблемы вариативности былинных текстов.
Былина в соотношении с архаическими и героическими эпосами народов мира. Продолжение традиций русской эпики в исторической и балладной песне.
Русский героический эпос как предпосылка в формировании эпической традиции в древнерусской литературы.
ТЕМА 12.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РУССКОГО НАРОДА
Происхождение термина «исторические песни». Основные жанровые признаки исторических песен (различение жанров исторической песни, былины и баллады). История собирания и изучения исторических песен.
Условия возникновения, развития и жанровой трансформации исторических песен. Принципы классификации и периодизации песен: исторический (связанный с историческим событием или историческим лицом, вынесенным в центр песенного сюжета) и идейно-тематический. Основные темы: царь и народ, национально-освободительная борьба, патриотизм. Характерные для исторической песни типы персонажей: образ идеального правителя, образ погибающего и возрождающегося героя-освободителя, народ, полководец. Жанровые разновидности русской исторической песни. Особенности поэтики исторических песен, их связь с поэтикой других жанров: былиной, лирической песней, балладой. Историческая песня как стадия развития народной эпической традиции и отражение определенного этапа исторического самосознания народа.
ТЕМА 13.
БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ
Определение жанра. История термина «баллада». Своеобразие русских баллад и их происхождение. Ранние баллады ХIV-ХVI вв. Поздние баллады конца ХVII – начала ХVIII вв. Народные баллады и творчество калик перехожих. Поэтика баллады: особенности композиции, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха. Русская баллада и баллады народов мира: типологическое сходство и своеобразие. Эволюция жанра в лиро-эпической традиции ХХ в.
ТЕМА 13.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Жанровая специфика традиционной необрядовой лирики. Собирание и изучение традиционной лирической песни. Социально-бытовая функция лирической песни, ее генетическая и идейно-тематическая связь с исторической песней, обрядовой песней, балладой. Типы классификаций народной песни: по формам бытования и исполнения, с точки зрения бытового применения, по тематике, по отношению к миру, по темпу и характеру музыкального исполнения, по социальной принадлежности и др.
Поэтика лирических песен. Композиционные формы лирической песни: монологическая, диалогическая, описательная, повествовательная, смешанная. Композиционные принципы лирической песни: Психологический (художественный, поэтический) параллелизм, цепочное построение, ступенчатое сужение образов, принцип выделения и др. Песенные средства художественной выразительности: специфика песенной символики, постоянные и непостоянные эпитеты, звукопись и т.д.
ТЕМА 14.
ЧАСТУШКА
Определение жанра частушки, ее генезис и поэтика. Архаическое и современное в частушке. Внутрижанровая и тематическая классификация, циклы частушек. Образ человека, предполагаемый автор и предполагаемый персонаж: обостренный интерес к личности, ирония, автоирония. Своеобразие бытования частушки. Изучение и собирание частушки.
ТЕМА 15.
НАРОДНЫЙ ТЕАТР
Драматизированные исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. Зачатки драматического действия в народных обрядах и играх.
Ранние свидетельства о народных представлениях. Скоморохи. Народный кукольный театр. Вертеп. Традиции школьной драмы в содержании вертепного спектакля. Театр Петрушки.
Солдатский театр. «Царь Максимилиан», «Как француз Москву брал».
Крестьянский театр. Драматические действия в календарной и семейной обрядности. Масленичные игры как драматические представления. Традиции народных исторических (удалых) песен в драме «Царь Максимилиан» и «Лодка».
Художественные особенности народного театра, постановка, принципы актерского исполнения, календарное приурочение спектакля. Поэтика и стиль народного театра: повторы, ритмизация речи, средства комизма – алогизм, игра слов, реализация метафоры. Способ функционирования народной драмы. Оформление народных спектаклей. Русский народный театр и международная традиция народного театра.
ТЕМА 16.
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Понятие «детский фольклор», его объем и определение, жанровая классификация. Поэзия пестования: колыбельные песни, темы образы, стиль; пестушки, потешки, прибаутки, прибаутки-перевертыши. Заклички и их связь с календарной поэзией. Приговоры и их отношение к магическим ритуалам. Игровой детский фольклор: Игры, игровые припевы и приговоры; скороговорки при жеребьевке; считалки, их происхождение и темы; дразнилки и поддевки; скороговорки. Архаический ритуал и детская игра. «Черный юмор» и народная смеховая культура в детском фольклоре. «Детский мифологический рассказ» (детские былички) и традиция народных верований в существа низшей демонологии.
ТЕМА 17.
ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА
Фольклор и литература как разные художественные системы. Уровни взаимодействия литературы и фольклора. Различное состояние связей литературы с фольклором во многом зависит от степени и эстетической специфики соотношения индивидуального начала с коллективным
Древнерусская литература и фольклор: воздействие фольклора как фактор самобытности литературы. Периоды развития в отношении древней литературы и фольклора. Влияние литературы на фольклор. Сатирические повести ХVII в. и фольклор.
Литература ХVIII в. и фольклор. Проблемы национального самосознания и обращение к фольклору. Реформа русского стиха и влияние фольклора. Фольклор и массовая книга.
Литература ХIХ - начала ХХ вв. и фольклор. Романтизм и фольклор. Реализм и фольклор. Индивидуально-творческое использование фольклора писателями: В. Жуковский, А.Пушкин, А.Вельтман, В.Одоевский, А.Погорельский, А.Кольцов, М.Лермонтов, Н.Гоголь, Н.Некрасов, М.Салтыков-Щедрин, Л.Толстой, Н.Лесков и др.
Литература и фольклор в ХХ в. Переживание увлечение фольклором (не только русским, но и международным) писателей «серебряного века», принципы фольклорной стилизации у А.Блока, С.Есенина, А.Белого, М.Цветаевой, Н.Гумилева, С.Городницкого и др. Следование традициям народного искусства в жанрах сказа, сказки, поэмы: фольклор в творчестве И.Бунина, А.Ремизова, П.Бажова, М.Горького, А.Толстого, А.Твардовского, М.Шолохова и др. Роль фольклора в зарождении и формировании младописьменных литератур на территории России и бывшего СССР. Фольклор и современный литературный процесс.
ТЕМЫ, ЗАДАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Практическое занятие № 1 (2 часа).
МИФЫ НАРОДОВ МИРА.
1. Что вы знаете о мифе и мифологическом сознании, как вы определите различия поздних и архаических мифологических систем?
2. Попытайтесь найти аналогии в мифах Китая, Индии, Руси и других и объяснить причину этих аналогий.
3. Используя «Мифологический словарь» и «Мифы народов мира», объясните, по какому принципу сгруппированы герои мифов разных народов.
Гефест – Ильмаринен - Тлепш – Курдалагон.
Амирани – Прометей.
Мауи – Гермес – Сырдон – Локи – Кутх (Ворон).
Осирис – Христос – Дионис.
Аматэрасу – Деметра.
Зевс – Перун – Тор.
Орфей – Садко – Давид – Вяйнемяйнен.
Кащей Бессмертный – Аид.
Титаны – Святогор.
ЛИТЕРАТУРА
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.
Мифы народов мира: В 2 т. / Под ред. С.А.Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1980.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 354-471.
Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии М.: Наука, 1985.
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М.: Наука, 1965.
Кхмерские мифы и легенды. М.: Наука, 1981.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М.: Наука, 1974.
Сказки и мифы папуасов Киваи. М.: Наука, 1977.
ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Целью этого практического занятия является знакомство с наиболее авторитетными справочно-научными изданиями по проблемам мифологии (ознакомление с которыми предполагает их дальнейшее самостоятельное использование); репродуктивно-творческое повторение некоторых основополагающих моментов, связанных с усвоением лекционной темы «Миф и мифологическое сознание»; расширение представлений о более или менее знакомой древнегреческой и древнеримской мифологии знанием о мифологиях других народов мира (на основе представлений о типологии фольклорно-мифологических явлений) и самостоятельное применение полученных сведений в ходе анализа цепочек имен мифологических героев по функциям.
1. Нужно ознакомиться со статьей Е.М.Мелетинского, расположенной в конце «Мифологического словаря», или со статьей Е.М.Мелетинского и С.А.Токарева, расположенной в начале 1 тома энциклопедии «Мифы народов мира», где изложены основные принципы мифологического мировоззрения.