Смекни!
smekni.com

Кафедра русской и зарубежной литературы (стр. 7 из 14)

Во-вторых, весьма полезным было бы знакомство хотя бы с одной главой книги Д.С.Лихачева и А.М.Панченко, которая назевается так же, как и вся книга: «Смеховой мир» Древней Руси». Здесь представлен материал, который интересен двояко: с одной стороны, речь идет о явлениях в древнерусской культуре и мировоззрении, которые сопоставимы с западноевропейским карнавалом, о котором шла речь в работе М.М.Бахтина; а с другой стороны, благодаря этой работе можно составить себе представление не только о периоде духовного кризиса в переходную эпоху XVI-XVII вв., но и о специфическом аспекте смеха в русской культуре, мировоззрении и литературе, который и входил и не входил в традиционный для европейской литературы ход ее развития.

В-третьих, целесообразным представляется фрагментарное изучение и представление в качестве тезисного доклада книги А.И.Мазаева «Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования». Работа эта интересна в том плане, что она в какой-то мере продолжает и развивает теоретические положения М.М.Бахтина о народной смеховой культуре и дает возможность увидеть ее эволюцию и проникновение в мировоззрение людей в определенные эпохи. Кроме того, эта работа поможет создать методологические предпосылки, чтобы разобраться с таким явлением как «массовая культура», с ее природой, причинами, функционированием, способом воздействия и т.д.

В целом же это бесспорно сложное занятие даже в минимальном объеме позволит создать определенные мировоззренческие представления об историзме в развитии общественного сознания и способах его отражения в обряде, игре, искусстве.

Практическое занятие № 8 (2 часа).

ПРОБЛЕМЫ СЮЖЕТООБРАЗОВАНИЯ В ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

1. Что такое сюжет, отличается ли сюжет литературного от фольклорного произведения)?

2. Отличается ли принцип сюжетообразования в фольклоре от принципа сюжетообразования в литературе? Влияет ли на особенности сюжетообразования коллективность фольклорного творчества? Как?

3. Назовите, какие представления людей древности о мире, быте, социальных отношениях отразились в сказочных сюжетах. Есть ли в фольклоре (в сказке) сюжеты, которые непосредственно не восходят ни к какой исторической действительности?

4. Как в фольклоре старые представления продолжают сосуществовать с новыми, образуя новые сюжеты?

5. Как фольклорные сюжеты возникают от переноса старого конфликта на новые отношения?

6. Как можно объяснить возникновение фольклорной (в том числе сказочной) фантастики?

7. Как В.Я.Пропп прослеживает черты архаического обряда на примере сказки об Эдипе?

8. Почему фольклорный сюжет трагическим не является, а в обработке Софокла становится трагедией?

ЛИТЕРАТУРА

Ст. «Сюжет» и «Фабула» // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. Т.7.

Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. С. 258-300 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С. 6-54).

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С.97-132.

Софокл. Эдип-царь (любое издание).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Народные русские сказки А.Н.Афанасьева: В 3 т. / Отв. ред. Э.В.Померанцева, К.В.Чистов. М.: Наука, 1986.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Это практическое занятие достаточно сложно, поскольку соединяет в себя проблемы теории литературы и фольклора и возможность проследить мировоззренческие этапы сложнейшего перехода от фольклорного, коллективного сознания к авторскому, личностному. Смысл обращения к этой теме состоит в том, что студенты не только пользуются научной и справочной литературой, но на основе от репродукции изученного материала должны прийти к самостоятельному творческому выводу.

Сюжет об Эдипе претерпел, может быть, самую сложную и причудливую интерпретацию в истории литературоведения, психологии, истории искусств, поэтому именно на этом примере интересно разобраться с тем, как складывается сюжет в фольклоре и как, на первый взгляд, тот же сюжет видоизменяется в литературе.

Для начала надо всегда определить теоретические понятия, для этого существуют научные справочные издание, с обращения к которым, по сути дела, можно начинать работу над любой литературоведческой работой, т.к. здесь можно найти не только точное, научное определение, но краткую библиографию по данной теме. Кроме представленного в рекомендованной литературе издания Краткой литературной энциклопедии в 9 томах, есть еще Литературный энциклопедический словарь (М.: Советская энциклопедия, 1987) и Литературная энциклопедия терминов и понятий (М.: Интелвак, 2001) и ряд других справочных источников. Детскими, краткими, школьными словарями пользоваться не рекомендуется, т.к. они не являются специальной профессиональной литературой.

1. Работа над практическим занятием начинается с определения сюжета и фабулы в литературе и применительно к фольклору, выяснение сходства и различия этих двух художественных систем применительно к понятию сюжет и к принципам сюжетообразования.

2. Далее необходимо прочитать трагедию Софокла «Эдип-царь», чтобы хорошенько разобраться в перипетиях сюжета (тем более, что трагедию нужно читать и в курсе «Античной литературы»).

3. Затем необходимо прочитать, разобраться и законспектировать работу В.Я.Проппа «Эдип в свете фольклора». Методологические предпосылки дают возможность порассуждать о том, как из столкновения старых и новых представлений о действительности рождаются сюжеты фольклорных произведений (в данном случае обряд-миф-сказка). Вслед за статьей В.Я.Проппа надо прочитать и отрывок из работы Б.А.Рыбакова, который предлагает свой вариант образования фольклорных сюжетов, хотелось бы, чтобы студенты самостоятельно (конечно, в меру своего понимания) порассуждали о том, какая из концепций им ближе и почему, привели бы предположительные догадки или обоснованные доказательства, используя прочитанную литературу.

4. Затем, разбирая поэтапно 4 варианта фольклорного сказочного и легендарного сюжета об Эдипе, можно проследить, как смена обрядов, типов наследования (по женской линии, через женщину, по мужской линии – тип династического наследования) складывается запутанный, полный приключений, преступных деяний и загадок сюжет.

5. Важным выводом из данного практического занятия должен быть ответ на последний вопрос, который создает представление о том, чем же отличается фольклорное восприятие сюжета от восприятия литературного (здесь необходимо вспомнить или узнать заново, что обозначает важнейшее для понимания смысла трагедии понятия «катарсис»).

Используя знание сюжетов волшебных сказок (из сб. А.Н.Афанасьева), попытаться найти соответствия фольклорному сюжету об Эдипе; пользуясь логикой рассуждений, представленной в статье В.Я.Проппа, проанализировать данные сюжеты.

ПРОГРАММНЫЙ ВОПРОСНИК ПО КУРСУ
«ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ФОЛЬКЛОРА»
ДЛЯ 1 КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства.

2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа.

3. Связь мифа и обряда. (по работам М.Е.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа и дополнительной литературе)

4. Значение ритуального смеха в фольклоре и литературе (по работам: В.Я.Проппа, М.М.Бахтина и дополнительной литературе).

5. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами, обрядовые и мифологические комплексы, отразившиеся в календарной обрядовой поэзии. Взаимоотношение православия и языческой календарной обрядности.

6. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица - магия первого дня, комплекс карнавального короля, культ поминовения предков и др. мифологические представления.

7. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность – соединение брачной и календарной обрядности.

8. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни – представления о древних духах растительности.

9. Общая характеристика, собирание, изучение и состав семейной обрядовой поэзии. Связь ее с мифологическими представлении о времени и пространстве. Элементы утерянной семейной обрядовой поэзии, рассеянные в других жанрах фольклора.

10. Свадебная обрядовая поэзия.

11. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания.

12. Генезис и поэтика заговоров.

13. Генезис и поэтика пословиц и поговорок. История собирания, изучения и основные сборники.

14. Генезис, поэтика и основные художественные средства загадки, ее связь с обрядом. Основные сборники загадок.

15. Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок. Основные сборники.

16. Животный эпос, происхождение вымысла, темы, идеи, образы.

17. Социально-бытовые сказки. Происхождение вымысла, жанровые разновидности, социальная и идейно-художественная природа образов.

18. Взаимосвязь мифа, обряда и сказки (по работам В.Я.Проппа).

19. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов (по работам В.Я.Проппа).

20. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы (по работам В.Я.Проппа).

21. Жанровые признаки устной несказочной прозы. Состав, происхождение, поэтика.