и педагогической мысли в Чувашии
План
I. Чувашская народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа:
а) чувашские народные традиции трудового воспитания;
б) физическое воспитание в народной педагогике чувашей;
в) основные формы и методы умственного воспитания;
г) народные традиции нравственного и эстетического воспитания молодежи.
II. Состояние просвещения чувашского народа с древнейших времен до начала ХХ века:
1. Состояние просвещения чувашского народа с древнейших времен до присоединения Среднего Поволжья к Русскому государству.
2. Среднее Поволжье в период Золотой Орды, Казанского ханства. Воспитание и образование его народов в XIII-XVI вв.
3. Присоединение Среднего Поволжья к Русскому государству. Создание русско-православной школы для нерусских народов.
4. Первые чувашские просветители (П. Егоров, Е. Рожанский, Н. Бичурин, И. Яковлев, С. Михайлов и др.). Проблемы воспитания и обучения в их наследии.
5. Первые учебные заведения для чувашских детей в XVIII – XIX вв.
6. Первая чувашская грамматика (1769) и другие учебные пособия для чувашей. Печатная грамматика “Начертание правил чувашского языка”.
III. Просвещение и педагогическая наука в Чувашии в ХХ в.:
1. Развитие народного образования в Чувашии.
2. Вклад советских ученых-педагогов в развитие педагогической науки в Чувашии.
3. Президентская программа “Новая школа”, утвержденная указом президента ЧР Н.В.Федоровым от 31 января 1997 года.
Примерная тематика докладов и рефератов
1. Фундаментальные идеи чувашской народной педагогики в формировании профессиональной культуры учителя.
2. Чувашские народные традиции трудового воспитания и их использование в учебно-воспитательной работе общеобразовательных школ и школ-интернатов.
3. Чувашские народные традиции воспитания детей в семье.
4. Школьное образование среди чувашей в XVI–XVIII вв.
5. Народные просветители из чувашей в XVIII в. (Н.Бичурин, П.Егоров, Е.Рожанский и др.).
6. Школа и просвещение среди чувашей в XIX в.
7. Видные представители педагогической мысли Чувашии в XIX–начала ХХ в.
8. Проблемы обучения и воспитания в наследии Н.И. Ильминского, Н.И. Золотницкого, В.К. Магницкого, И.Я. Яковлева, Н.И. Ашмарина.
9. Русские педагоги чувашского края и их просветительская деятельность в XIX в.
10. Пути укрепления связи школы с жизнью на основе опыта Симбирской чувашской школы.
11. Историко-педагогические исследования ученых-педагогов Чувашии и их значение.
12. Исследования ученых-педагогов Чувашии в области психолого-педагогической теории и практики и их использование в современной школе.
13. Академик Г.Н.Волков и его вклад в педагогическую науку.
14. Чувашская школа на современном этапе.
15. Мастера педагогического труда Чувашии и пути распространения и внедрения их опыта в республике.
16. Проблемы и перспективы развития национальной школы.
17. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.
Методические указания
История формирования и развития педагогической культуры Чувашии, имеющей своеобразные экономические, социальные, культурно-бытовые особенности и исторические традиции культуры и просвещения – органическая часть истории Российской Федерации. Но в то же время в истории Чувашии можно выявить специфические особенности формирования и развития культуры, просвещения и педагогической мысли. Всестороннее и глубокое знание истории школы, народного образования и педагогики своей республики позволяет осуществить правильную национальную, культурную политику в условиях реформы системы образования, разработать обоснованные прогнозы и конструктивные практические рекомендации.
На семинарском занятии рассматриваются историко-педагогические исследования по истории просвещения в Чувашии, анализируется борьба, которая велась вокруг начальной школы, показывается теоретическая и практическая деятельность в области образования чувашских просветителей и педагогов. На занятии необходимо знакомить студентов с передовым и педагогическим опытом, творческими исканиями и находками лучших учителей и методистов, важнейшими научными трудами ученых-педагогов Чувашии.
Литература
Александров Г.А., Смирнов Ю.П. Чуваши в дореволюционных учебных заведениях. – Чебоксары, 1994.
Алексеев Г.А. К истории просвещения в Среднем Поволжье (XVI-XVII вв.). – Чебоксары, 1990.
Алексеев Г.А. К истории просвещения в Среднем Поволжье (2-ая половина XVIII в.). – Чебоксары, 1990.
Алексеев Г.А., Краснов Н.Г. К истории просвещения в раннефеодальном государстве Волжской Булгарии. – Чебоксары, 1988.
Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. – Чебоксары, 1966.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1998.
Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. – Чебоксары, 1970.
Волков Г.Н. И.Я.Яковлев – чувашский народный педагог (на чувашском языке). – Чебоксары, 1959.
Григорьев Г.Г. Спиридон Михайлович Михайлов (на чувашском языке). – Чебоксары, 1960.
Егоров Д.Е. Спиридон Михайлович Михайлов (Историко-педагогический очерк). – Чебоксары, 1968.
Егоров Д.Е. С.М.Михайлов – просветитель и исследователь чувашской народной педагогики. – Чебоксары, 1968.
Егоров Д.Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах. – Чебоксары, 1998.
Закон Чувашской Республики об образовании // Народная школа. – 1992. – № 2.
Земляков А.Е. Педагогическое наследие И.Я. Яковлева и современная школа. – Чебоксары, 1997.
Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. – Чебоксары, 1992.
Комиссаров Г.И. Материалы по истории народного образования среди чувашей декабрьского периода. – Научный архив ЧНИИ, отделение 1, ед. хр. 13, 14.
Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. – Чебоксары, 1972.
Павлов И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. – Чебоксары, 1999.
Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. – Чебоксары, 1996.
Петрова Т.Н. Учебники Рожанского и его учеников // Актуальные проблемы чувашской литературы. – Чебоксары, 1983. – С.73–75.
Петрова Т.Н. Школа и просвещение Чувашии в XVIII в. Учебное пособие. – Чебоксары, 1994.
Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV–XVIII вв. – Чебоксары, 1996.
Трофимов А.А. Древнечувашская руническая письменность. – Чебоксары, 1993.
Харитонов И.Я. Симбирская учительская школа – центр просвещения чувашского народа. – Чебоксары, 1968.
Яковлев И.Я. Духовное завещание чувашскому народу // В кн. Краснова Н.Г. “Выдающийся чувашский педагог-просветитель”. – Чебоксары, 1992.
7.1. Перечень примерных контрольных вопросов
и заданий для самостоятельной работы
1.В каких двух значениях употребляется понятие «образование»?
2. Плюсы и минусы современного образования. Назовите их.
3. Что дает изучение данного курса будущему учителю?
4. В чем выразилось влияние христианского мировоззрения на развитие гуманистической традиции в педагогике? В чем причины ее многовекового существования?
5. Как представляли себе мыслители эпохи Возрождения гуманистический идеал воспитания?
6.В чем выразился гуманизм педагогической системы Я.А. Коменского?
7. Сопоставьте трактовки принципа природосообразности Я.А. Коменским, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В чем их своеобразие?
8. В чем И.Г. Песталоцци «переоткрыл» Коменского? Что принял и в чем не согласился с почитаемым им автором романа «Эмиль, или о воспитании»?
9. Реализуется ли в современной педагогической практике принцип культуросообразности?
10.Насколько педагогическое учение Дж.Локка отвечало идеалам английского национального воспитания?
11.Назовите характерные черты концепции «естественного воспитания» Ж.Ж.Руссо и причины ее широкого распространения в России?
12.Каким было отношение к русскому воспитанию в классической русской педагогике XIX в.?
Раскройте идею элементарного обучения и нравственного воспитания И.Г.Песталоцци?
13.Что можете вы сказать о положительных и отрицательных сторонах системы Ф.Фребеля?
14.Какими видятся вам причины широкого распространения идей Ф. Фребеля в России второй половины XIX и первой половины XX в.?
15.Что положительного для изучения ребенка как предмета воспитания содержалось в экспериментальных методах, предложенных Э.Мейманом, А.Лаем и другими представителями этого течения в педагогике?
16.Сравните экспериментальную педагогику Запада и России (Сикорский, Нечаев и др.) с точки зрения их влияния на развитие дошкольной педагогики как науки.
17.Общее и отличительное в концепциях «свободного воспитания» Э. Кей и М. Монтессори.
18. Что имел в виду К.Д. Ушинский, называя педагогику «искусством воспитания»?
20. Что вкладывает К.Д. Ушинский в понятие «народность воспитания» и в какой мере это реализуется в современном образовании?
21. Почему К.Д. Ушинский считал изучение родного языка одной из главных задач обучения в школе?
22. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке России на рубеже ХIX-ХХ в.в.?
23. Концепция свободного воспитания в отечественной педагогике. Что в ней привлекало и привлекает сегодня педагогов-практиков?
24. Были ли реализованы в педагогической практике гуманистические идеи, провозглашённые в «Основных принципах единой трудовой школы»?
25. Что позитивного было в педологии, которая в 1936 году была объявлена лженаукой, а П. П. Блонский - лжеученым?
26.На основе анализа статей из журнала «Педагогика», «Магистр», газет: 1. Оценить, как проявляется ориентация на непрерывное образование в России и за рубежом и в каких формах реализуется?
27. Какие формы модернизации образования наиболее распространены в современном образовании России и в зарубежных странах?