Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студе (стр. 3 из 16)

12. Этнография как источник реконструкции первобытного общества. – М., 1979.-168 с.

Тема 3. Воспитание и школа в античном мире.

Развитие педагогической мысли

в древнегреческой философии

Воспитание у эллинов в Спарте и Афинах. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания. Значение греческих поэтов и философов в истории воспитания.

Зарождение письменности в условиях эгейской культуры. Распространение слогового (критского) письма. Установление твердых правил письменности: направление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; выделение заглавных букв и красных строк.

Воспитание юношества в архаической Греции IX-VIII вв. до н.э. Сложение образа совершенного человека, личности образованной, развитой и физически, и нравственно. Конечная цель воспитания – «достичь славы, превзойти в доблести своего отца».

Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в IV-VI вв. до н.э. Целенаправленное воспитание в деле формирования человека в Спарте. Общественное воспитание спартиатов для жизни. Агелы –«школы послушания» и «Изучение грамоты только ради потребности жизни».

Школы для гимнастических упражнений. Упражнения в военном искусстве. Гимнастические и мусические испытания мальчиков. Состязания в терпении и выносливости мальчиков. Криптия – военный поход молодежи.

Традиционное семейное воспитание в демократических Афинах: развитие тела, чувства красоты и формирование духовно-нравственного склада личности.

Афинские учебные учреждения – дидаскалейоны классического периода. Мусические и гимнастические (палестры) – типы начальных школ. Обучение чтению, письму, счету.

Государственные учреждения – гимнасии в Афинах – Академия, Ликей, Киносарг.

Гераклит (520-460 до н.э.) – древнерусский педагогический мыслитель. Каждый человек способен к обучению, познанию истины и совершенствованию: «Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными». Цель умственного воспитания – познание замысла, которым все управляется посредством всего. «Мудрость … в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая».

Демокрит (460-370 до н.э.), ученый-энциклопедист – основатель материалистического взгляда на мир и человека. Необходимость семейного воспитания – учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений; высокое значение приучения ребенка к труду.

Сократ (ок. 470-399 до н.э.) – вершина педагогического мастерства Древней Греции. Нахождение истины в форме сократической беседы как диалог с учеником.

Ксенофонт (ок. 430-355 до н.э.) – автор первого античного педагогического романа «Киропедия». Значение риторики в деле образования личности.

Платон (427-347 до н.э.) – ученик Сократа, основатель философской школы-Академии (387). Идея создания системы государственных школ. Осмысление целей и содержания школьного образования.

Аристотель (384-322 до н.э.) - виднейший философ античности. Философская школа в гимнасии Ликей. Труды Аристотеля «Методика», «Органон», «Поэтика», «Риторика». Умственное, физическое, нравственное воспитание личности.

Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.). Распространение греческой культуры на обширной территории Средиземноморья, Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки. Развитие государственных учебных заведений.

Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. История древнейших школ на Земле. Шумерские школы. Месопотамия. Школы Древнего Египта. Школы Древней Индии. Буддийские школы. Школы Китая.

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме. Тривиальные школы. Обучение чтению, письму, счету. Школы повышенного типа – грамматические (разностороннее умственное образование).

Воспитательные центры для детей римской знати – коллеги юношества. Система воспитания в Древнем Риме. Особенности римского воспитания и образования в первое и позднее время. Риторские школы. Квинтилиан М.Ф. и его труды об ораторском искусстве.

Рекомендуемая литература

1. Античная Греция. - В 2-х т.-М., 1983.-Т.2.

2. Аристотель. Риторика // Античные риторики. - М., 1984.-448 с.

3. Аристотель. Этика; Политика // Собр. Соч.: В 4-х т.-М., 1984.-Т.4.-830 с.

4. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. – М., 1976.-325 с.

5. Быт и история в античности. – М., 1990.- 334 с.

6. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. – 495 с.

7. Гомер. Илиада. – М., 1987.-398 с.

8. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.- 510 с.

9. История Древнего Рима. – М., 1981.-335 с.

10.История Древней Греции.– М., 1986.-424 с.

11. Истрин В. Возникновение и развитие письма. – М., 1965.-599 с.

12. Ксенофонт. Киропедия.- М., 1976.-334 с.

13. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1988.- 220 с.

14. Лосев А.Ф. Философия. Мифология, культура. – М., 1991.-524 с.

15. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.-204 с.

16. Платон. Диалоги. – М., 1986.-605 с.

17. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. – М., 1989.-335 с.

18. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.-375 с.

Тема 4. Школа и воспитание

Средневековья и Возрождения

Возникновение и становление средневекового образования. Развитие церковной культуры и ее роль в обществе. Разработка программы церковного обучения. Первые церковные школы. Открытие школ при монастырях. Содержание образования в монастырских школах. Изучение языков, истории, диалектики, риторики, основ математики как способ понимания религии. Псалтырь – основная книга для обучения Грамоте. Образование – средство совершенствования человека, средство укрепления государственного и церковного порядка.

Фома Аквинский (1225/26-1274) - философ и теолог эпохи Средневековья. Отработка Аквинским вероучения в форме научного знания. Сочинения Фомы Аквинского – основной источник изучения богословия в школах повышенного типа – коллегиях и университетах.

Школы средней и высшей ступени при монастырях. Рост школ схоластической направленности. Объединение учителей и учеников в корпорации – университеты. Появление в университетах четырех классических факультетов – артистического, юридического, медицинского и богословского. Организация городских школ-магистратских, цеховых, гильдейских. Независимые от церкви учебные заведения различного типа – школы «счета», латинские школы, школы родного языка, парижские школы.

Появление многочисленных сочинений со второй половины XII в., посвященных вопросам воспитания и образования.

Ученичество как форма образования. Воспитание детей купцов и ремесленников и воспитание детей феодалов (рыцарство).

Идеал рыцарского воспитания – разнообразие умений и навыков, культуры, высокая нравственность. Средневековое понимание всестороннего развития ребенка – гармония души и тела в сочетании с трудовым воспитанием.

Школа и философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения. Христианская педагогика и её влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.

Обращение буржуазной интеллигенции к античной культуре как сокровищнице исторического опыта человечества. Наследие древних как источник идей культурного развития.

Воспитание гражданина – главное в формировании гармонической личности. Понимание человека как природного единства тела и души. Подготовка физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина – цель воспитания эпохи Возрождения. Физическое воспитание как компонент формирования гармонической личности. Реализация гражданского долга через трудовую деятельность.

Томас Мор (1478-1535) – автор утопического проекта бесклассового общественного устройства. Идея Т.Мора об обязательном участии всех граждан в производительном труде и соединении его с всеобщим образованием.

Кружки ученых и центры как очаги новой гуманистической культуры. Переводы литературных произведений классической древности. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике – основное содержание среднего образования.

Витторино де Фельтре (1378-1446) – талантливый итальянский педагог, автор «Школы радости». Гуманистический образец обучения и всестороннего воспитания – «Школа радости». Развитие интеллектуальных способностей, эстетическое воспитание, физическое развитие учащихся. Элементы рыцарского воспитания в процессе формирования личности.

Идея открытия колледжей нового типа Гийома Бюде (1468-1540). Программа реального образования Пьера Рамуса (1515-1572). Концепция человека Нового времени - глубоко образованного и критически мыслящего Мишеля Монтеня (1533-1592). Энциклопедические программы обучения Франсуа Рабле (1494-1553).

Учение Эразма Роттердамского о народном образовании, провозглашение труда критерием нравственности.

Рекомендуемая литература

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984. - 285 с.

2. Бахтин Б. Школьная жизнь в Париже в XII в. Средневековой быт. – Л., 1925.-280 с.

3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса. – М., 1985.- 327 с.

4. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Возрождения. – М., 1990.-200 с.

5. Гуревич А.Я., Херлики Д. Средневековые дети: культура и общество в средние века. – М., 1982.-312 с.

6. Идеи эстетического воспитания в эпоху средневековья. - М., 1993.-204 с.

7. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения / Под ред. С.М.Стама. – Саратов, 1988. – Ч. 2.

8. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992. -191 с.

9. Культура Возрождения и Средние века. – М., 1992. – 220 с.

10. Мор Томас. Утопия. – М., 1078.-415 с.

11. Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре. – М., 1988.-336 с.

12. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1981. – 560 с.

13. Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. – Новосибирск, 1975. – 173 с.

14. Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения. – М., 1993. – 330 с.

15. Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. – М., 1985.