4. Что позитивного было в педологии, которая в 1936 году была объявлена лженаукой, а П. П. Блонский - лжеученым?
Основная литература
1. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова М., 1998, ч. 2. – С. 230-238, 242-251, 266-288.
2. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999, с.163-179, 185-198, 199-210.
3. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала ХХ в. -М.,1990,
4. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Составитель С.Ф. Егоров. М..1986.
5. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.,1972.
Дополнительная литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999.
2. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М.,1993.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994.
4. Пряникова В.Г. Анторополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30-е г.г. XX века). / Педагогика, 1995, №2.
5. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М.,1991.
6. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999.
7. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М.,1993.
8. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994.
9. Пряникова В.Г. Анторополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20-30-е г.г. XX века). / Педагогика, 1995, №2.
10. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. - М.,1991.
Тема 13. Ведущие тенденции современного развития
мирового образовательного процесса. Российская
школа в новой социально-экономической ситуации.
Ведущие педагогические идеи в трудах советских педагогов. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции.
Система народного образования и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
Дошкольное воспитание. Воспитательная работа в дошкольных детских учреждениях. Опыт обучения детей шестилетнего возраста.
Общеобразовательная школа. Переход к всеобщему семилетнему обучению. Осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего образования.
Национальная школа в России. Осуществление всеобщего обучения. Учебно-восьмилетняя работа в национальной школе.
Высшее и среднее педагогическое образование. Учительские кадры в послевоенный период. Педагогическое образование. Совершенствование деятельности педагогических учебных заведений.
Проблемы семейного воспитания в работах А.С. Макаренко. Ключевая идея педагогики – воспитание в коллективе. Позиция педагога-воспитателя в работе с детьми. В.А. Сухомлинский и гуманистическая направленность его педагогики. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны, в период развития социалистического общества.
Профессионально-техническое образование. Развитие системы профессионально-технических училищах и школах.
Общее образование взрослых. Развитие сети школ взрослых и их контингентов. Учебно-воспитательная работа в школах рабочей и сельской молодежи.
Учебные планы и программы в первые послевоенные годы. Введение всеобщего обязательного семилетнего обучения и совершенствование учебных планов и программ. Учебные планы и программы восьмилетней и средней школы.
Время глобальных философских систем (марксизм, персонализм, неотомизм и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало достоянием истории. Одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологической основы различных наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.
Признаки, определяющие сущность зарубежных педагогических концепций: цель воспитания - христианская нравственность, вера в Бога. Воспитание развивается по схеме: «стимул - реакция – подкрепление». Сближение воспитания с жизнью. Идеал воспитания соответствует требованиям индустриального общества. В основе воспитания лежат интересы ребёнка. Полная гуманизация системы воспитания. Свобода самовыражения личности. «Человек есть то, что он сам из себя делает». Коллектив вредит формированию личности. Наука бессильна определить цели воспитания. Полная свобода поступков личности. Воспитание очищается от идеологии, мировоззренческих идей. Развитие человеческого «Я». Формирование «оперантного поведения». Недоверие к педагогической теории. Главное - развитие чувств, интуиции, настроений. Достижение цели воспитания путём практической деятельности. Воспитание души. Развитие активности и самостоятельности. Задача воспитания - воспитание рационально мыслящего человека. Сциентизм. Сохранение самобытности.
Оформились основные педагогические направления: классическое, новаторское и функциональное, или техническое, стремящееся превратить педагогику в точную науку. Каждое из этих направлений по-своему осмысливает основные антиномии педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических), которых придерживаются педагоги, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Все концепции можно разделить на три направления: иррационально-эзотерическое, морализаторско-гуманистическое и рационально-прагматическое.
Вальдорфская педагогика в качестве основного методологического инструмента использует антропософию (исследование души на научной основе) Рудольфа Штейнера. Концепция целостного воспитания человека, вытекающая при этом он исходил из теории постепенной эволюции. В её основе лежат разработанные Штейнером эстетические идеи И.В. Гёте и Ф. Шиллера. Творческая фантазия выдвигается как основной принцип педагогической деятельности.
Религиозная педагогика восходит к философско-дидактическому "методу" Иисуса Христа. Сильной его стороной является доверительное обращение к душе человека. В.В. Розанов сформулировал три принципа духовного образования.
1 - принцип индивидуальности. Он предписывает сохранять ребёнка как можно дольше в семье, чтобы затем поставить его как можно ближе к церкви.
2 - принцип целостности. Он требует, чтобы каждое впечатление (в первую очередь, религиозное) не прерывалось другими впечатлениями, пока оно не внедрилось в душу воспитанника достаточно прочно.
3 - принцип единства духа. Он состоит в утверждении, что всякое обучение должно быть объединено единой идеей - религиозностью. Ей подчиняются все учебные предметы, и расположение их определяется важностью в деле религиозного просвещения. Неизбежно происходит вытеснение предметов, непосредственно не связанных с религиоведением.
Неотомизм - религиозное философское учение, получившее своё название от имени Фомы Аквинского, прославляемого как апостол пропитого и пророк будущего, а религия - как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.д. Педагогика неотомизма выступает за проявление заботы об обеих сторонах человека - теле и душе, но главное - душа, следовательно, воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.
Экзистенциализм - философская концепция, признающая личность высшей ценностью мира, отрицает объективные всеобщие ценности и считающая, что личность должна сама создавать (вырабатывать) ценности в ходе своей деятельности и путём полного проживания каждого момента бытия. Исходит из непознаваемости личностной сущности обучаемого, отрицания закономерностей в педагогическом процессе. Основной метод обучения - модель свободного диалога. Резкое неприятие коллективных форм обучения преподаванию точных наук. Главное внимание уделяется литературе и искусству, которые призваны максимально гуманизировать рационально-технократическую общественную среду.
Педология - наука о детях, о целостном познании личности ребёнка - комплексное изучение индивидуального и возрастного развития ребёнка; совокупность психологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка. В основе лежит уверенность в том, что путём суммирования данных из различных областей знания можно создать целостное представление о воспитуемом. Зародившись на Западе в трудах О. Хрисмана, педология развивалась российскими учёными: Н.Е. Румянцевым, А.П. Нечаевым, А.Ф. Лазурским, В.П. Кащеенко и др. В начале XX в. неразвитость категориального аппарата (заимствование данных различных наук) привела к размыванию её собственного предмета.
Френопедагогика - педагогическая система, созданная Селестеном Френе. Ребёнок по своей природе ничем не отличается от взрослого, и детство - это не подготовка к жизни, а её важный этап. Задача учителя - помочь ученику осознать его индивидуальность, научить свободно выражать свои мысли и чувства. Гуманизм и самоотверженная любовь к детям. Строгий учёт своеобразия и самобытности детской психики. Целенаправленная стимуляция внутренней эмоциональной и интеллектуальной активности детей. Сознательная установка на доверие к школьникам. Индивидуализированное обучение - ядро педагогической модели Френе. Особенности планирования учебного процесса, индивидуальные недельные планы школьников. Оригинальная концепция обучения родному языку как живому средству общения. Своеобразие педагогического контроля и педагогической оценки. Новые подходы к проблемам нравственного и трудового воспитания. Школьный кооператив в воспитательном процессе. Совет кооператива как орган самоуправления и дисциплинарная инстанция. Пути и способы организации творческих импульсов ребенка. Стенная газета как воспитательное средство.