73.Культура рыцарская (куртуазная) – в ее основе лежит представление о служении прекрасной даме, которая занимала в жизни рыцаря ничуть не менее существенное место, чем его покровитель – сюзерен. Именно прекрасной даме посвящали рыцари не только свои подвиги, но и свое художественное творчество.
74.Культура и власть - сферы общественной жизни, как правило, находящиеся в оппозиции друг к другу. Культура, по природе своей, демократична. Основным инструментом власти является принуждение, подчинение, в тоталитарном обществе — насилие.
75. Культура общения - качественная характеристика общения, отличающаяся высокой степенью корректности, уважительности, понимания партнеров.
76. Культура труда — качественная характеристика деятельности человека, создающего новые или воспроизводящего существующие материальные или духовные ценности, отличающиеся высоким профессиональным уровнем.
77.Культура языка - качественная характеристика, уровень знания, степень освоения языковой системы (вербальной и невербальной), способность и умения человека использовать данные языком
78.Культурная политика -научно обоснованная деятельность государства, направленная на поддержание и развитие культуры.
79.Культурная революция-радикальная смена ценностных ориентации в сфере культуры, обусловленная, как правило, социально-политическими, идеологическими катаклизмами.
80.Культурная услуга - деятельность, в результате которой создается продукт, способный удовлетворить различные духовные потребности общества и определенных его представителей (произведения искусства, деятельность учреждений культуры и т.д.).
81.Культурный код эпохи (фр. code) — система символических смыслообразующих знаков, концептуально емко выражающая основные характеристики культурной эпохи, наиболее ярких черт эпохи (средневековый храм, Возрождение — идея универсальности человека, Богочеловек).
82.Культурология — философская наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы духовных и материальных ценностей.
83.Контркультура - частный случай субкультуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры.
84.Космополитическое в культуре — различного рода явления, процессы, ценности, относящиеся к сфере культуры, но лишенные определенно выраженных признаков национального своеобразия. Явление, весьма характерное для культуры и искусства модернизма и постмодернизма.
85. Литургия (гр. leiturgia) – 1) некоторые виды государственных повинностей; 2) христианское церковное богослужение (у православных – обедня, у католиков – месса).
86. Личность (от лат. persona – маска, роль актера) – термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокупности общественных отношений.
87.Мандала(древнеинд.-круг,диск),в буддийской мифологии один из важнейших сакральных символов; геометрическая схема вселенной с иерархическим расположением в ней буддийских святых.
88.Маргинал, маргинальность (лат. marginalis — расположенный на границе, у края) — человек, не принадлежащий какой-либо определенной национальной культуре, находящийся за ее пределами, на пересечении разных культур.
89.Маргинальная культура (лат. marginalis — расположенный у края, на границе) — вненациональная по своим художественно-эстетическим характеристикам.
90.Материальная культура - совокупность опредмеченных духовных ценностей. Вещный мир в той мере входит в сферу культуры, в какой является носителем и выразителем духовных ценностей. Предметы, ограниченные функционально-утилитарным назначением, строго говоря, собственно к культуре отношения не имеют. (В частности, здания, не отличающиеся архитектурными достоинствами.)
91.Менталитет, ментальность (лат. тепs — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — относительно устойчивые характерные особенности сознательно-бессознательного мировосприятия и поведения, обусловленные глубинными национально-историческими культурными традициями.
92.Методология изучения культуры — совокупность методов, способов, приемов, подходов, принципов, применяемых в процессе исследования генезиса типологии культуры, конкретно-исторических, национальных и др. форм ее существования. Культурология, будучи областью интегративного знания, широкоиспользует методы гуманитарных наук.
93. Метод (гр. methodos) – образ мышления, способ преобразования мира, образ действия.
94. Меценатство (от имени древнеримского политического деятеля и писателя I в. до н. э. Гая Цильния Мецената, советника императора Августа. Меценат покровительствовал кружку поэтов, в который входили Вергилий, Гораций и др., оказывал им материальную помощь и использовал их творчество в интересах империи) — имеет узкое и широкое значения. В первом случае понимается как бескорыстная поддержка подлинного искусства. Во втором — материальная поддержка искусства, но с целью получения вторичного результата (политического, экономического, идеологического, представительского и пр.). М. изначально трактовалось как “жертвоприношение” частного лица.
95. Мировоззрение – комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания, оценки и жизненной позиции (мироустановки), совокупность его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений, реализующихся в делах и поступках человека. Высшей формой мировоззрения является научная философия, которая способствует формированию творческого мышления и открывает самый короткий и правильный путь к овладению богатством духовной культуры.
96. Мистерия (от гр. mysterion – тайна, таинство) – 1) мистерии у древних греков и римлян, у народов Древнего Востока – тайные религиозные обряды, к участию в которых допускались только посвященные (наиболее известны Элевсинские таинства в Греции); 2) вид средневекового европейского религиозного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площадях во время религиозных празднеств.
97. Миф (гр. mythos – сказание, предание) – 1) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях; 2) вымысел.
98. Михраб (араб.-святилище), в культовых зданиях ислама священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене киблы, к которой молящийся должен быть обращен лицом.
99. Модернизм (фр. modernisme) – 1) общее название направлений в искусстве и литературе XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики, опора на условность стиля, поиск новых эстетических принципов, разрыв с реализмом; 2) одна из форм приспособления религии к новым условиям ее существования; модернизм пересматривает устаревшие традиционные религиозные представления и понятия, вступившие в очевидное противоречие с новыми научными представлениями верующих, с их изменившимся сознанием.
100. Монумент (лат. monumentum, от monere – напоминать) – архитектурное или скульптурное сооружение в память выдающегося события или лица; памятник.
101. Натурализм (фр. naturalisme, от лат. natura) – 1) направление в искусстве последней трети XIX в., оформившееся во Франции во 2-й половине XIX в.; для натурализма характерно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни; в отличие от реализма натурализм утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2) в широком смысле – внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений, их протокольное описание без критического отбора, социально-философского осмысления и художественного обобщения.
102. Наука – 1) сфера деятельности людей по производству нового знания и подготовке его к использованию в практической деятельности (фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и разработки); 2) совокупность организаций и учреждений, осуществляющих научную и научно-вспомогательную деятельность; 3) форма культуры: сфера взаимонаучения людей, онаучивания их сознания, превращения научных идей и методов в производительные и потребительные силы общества, в составной элемент быта общественных индивидов.
103. Нирвана (санскр.угасание) – центральное понятие в буддизме и джайнизме означающее конечную цель стремлений человека: в буддизме-психологическое состояние полноты внутреннего бытия отсутствие желаний; в джайнизме – совершенное состояние души. Освобождение от бесконечной цепи рождений и смертей(сансары)
104. Ноосфера (гр. noos – ум, разум + гр. sphaira – шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумное начало становится предпосылкой глобальной деятельности человечества, всеобщий общественный интеллект, основу которого составляет наука и организация, обеспечивают гармонизацию связей и отношений в системе “Природа – Общество – Человек”.