105. Образ – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отражается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характеризует духовный мир человека и общества.
106. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.
107. Общество – это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни. Этот процесс складывается из двух частей: преобразования объекта (природы) – (производство вещей) и преобразования субъекта (человека) – производства творческих человеческих сил. Поскольку эти два вида производства неразрывно связаны, постольку общество – одновременно и субъект экономики, и субъект воспроизводства самого себя, людей исторически определенного типа (культура).
108. Объект (от лат. objectum – предмет) – 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предпосылкой жизнедеятельности субъекта (человека); 2) то, на что направлена деятельность человека; 3) в культуре объектом воздействия выступает сам человек.
109. Объективация – воплощение, выражение чего-либо субъективного в объектах доступных восприятию и практическому использованию. То, что существовало в форме цели, стало продуктом целесообразной деятельности.
110. Опредмечивание и распредмечивание – категории культурологии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – процесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.
111. Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и т. п.
112. Отчуждение – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; выражение бессилия человека перед такими силами как рынок, государство, частная собственность и др. В философской мысли XX в. отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к “обесчеловечению” личности.
113. Оценка – установка ценности какого-либо явления или объекта. Представляет собой заключительный этап процесса восприятия и осознавания результата деятельности, при котором явление оценивается в различных аспектах (теоретическом, практическом, экономическом, эстетическом, нравственном и др.). Культурологическая оценка выявляет жизне-смысловое значение явления для человека и человечества.
114.Пагода(португ).бхагават( санскр. –священный), бао-та(кит. –башня сокровищ),в буддийской архитектуре стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии многоярусная мемориальная башня-реликварий. Имеет нечетное число ярусов.Возводились в честь деяний святых, знаменитых паломников, а так же в ознаменование важнейших событий связанных с буддизмом.
115. Паломничество (от лат. palma – пальма) – странствие верующих к “святым местам” (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на помощь. Название по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.
117. Пантеон (гр. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей.
118. Перфоманс (англ. performance – представление) – одно из авангардных, чисто экспериментальных направлений в современной культуре. Используя свое тело и тела своих коллег, костюмы, вещи и окружение, художник ведет своеобразный диалог со зрителем. Это определенный символический ритуал, игра по четким правилам. Перфоманс иронизирует над духовной убогостью повседневной жизни, над лицемерными традициями, ханжескими нормами морали. Раз исполненный, перфоманс не повторяется, а зрители знакомятся с ним по фотографиям, кино и видеосъемке. Одним из ярких представителей перфоманса в России является А. Бартенев.
119. Племя – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территорий, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей. Пережитки племенных организаций сохраняются у некоторых народов и в классовом обществе.
120. Полифония (гр. polyphōnia) – музыкальная, иначе контрапункт – вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
121. Поп-арт (англ. pop art, от popular art – популярное, общедоступное искусство) – поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й половине 50-х гг. XX в., использующее реальные предметы, изображения, рекламу, упаковку товаров и т. д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.
122. Поп-музыка (англ. pop music, от popular music – популярная, общедоступная музыка) – обозначение разных стилей и жанров развлекательной эстрадной музыки XX в.
123. Постмодернизм – характеристика современной культуры, связанная с фундаментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.
124. Православие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окончательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы православия складывались в VIII-XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к “собору”, т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как “благодать”, она переживается не столько разумом, сколько “сердцем”. Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.
125. Прагматизм (гр. pragma – дело, действие) – разновидность буржуазной культуры, основанная на субъективно идеалистических взглядах, согласно которым все, что приносит на практике личную выгоду, то и есть истинно человеческое существование.
126. Праздник – общественные события торжественного характера, выделенное из повседневности и проводимое в свободное от работы время. Возникли в глубокой древности и были частью культа главнейших богов. Большинство праздников было приурочено к определенным датам, а некоторые назначались по мере надобности. Праздники часто сопровождались жертвоприношениями, торжественными процессиями и театральными представлениями. Выделяют праздники религиозные и государственные.
127. Производство материальное – процесс создания материальных благ. Представляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. Две стороны производства: производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, определяющий характер данного общества.
128. Принцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
129. Просвещение – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
130. Протестантизм (от лат. protestans (protestantis) – возражающий, несогласный) – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.); протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, скандинавских странах, Швейцарии, Канаде, в странах Прибалтики.
131. Психика (от гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятии, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.