Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 12 из 26)

132. Психоанализ (от гр. psyche – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – разработанный 3. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболева­ний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни чело­века и развитии человечества.

133. Пуританство (англ. puritan, от лат. purus – чистый) – образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест про­тив какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака.

134. Рационализм (фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный) – 1) философское на­правление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) архитектурное направление XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриаль­ные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, эко­номичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировоч­ных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.

135. Реализм (от позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и ис­кусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действитель­ности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоласти­ческий реализм – направление в средневековой схоластике (противоположно ламинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих неза­висимо от отдельных вещей; 4) критический реализм – философское течение в европейской мысли конца XIX – середины XX в., представители которого, критикуя философские учения, сводящие предмет познания к опыту, в частности концепции субъективного идеализма, на­стаивали на принципиальном различии предмета познания и его познавательного образа, который является результатом не отражения, а символизации реальности в сознании челове­ка; критический реализм внутренне неоднороден, в нем сочетаются элементы естественнона­учного материализма и идеализма; критический реализм внес вклад в конкретный анализ ме­ханизмов познания, в теорию истинного знания; 5) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 6) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии и отличав­шихся антиинструментализмом и антиконвенционализмом в трактовке научного знания и его соотношения с объективной реальностью; согласно научному реализму, научные иссле­дования являются единственным средством достижения истинного знания; 7) ясное понима­ние и учет условий действительности при осуществлении чего-либо.

136. Культурная революция – коренной переворот в общественных отношениях, обеспечивающих скачок в деле воспроизводства сущностных сил человека, в развитии науки, образования, искусства и т. д. (неолитическая революция, изобретение письменности, книго­печатания, урбанизация, электронизация, кибернетизация и т. д.) и, связанные с ними преоб­разования форм межиндивидуального общения и быта.

137. Религия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъесте­ственные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) од­но из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, на­пример, христианская религия, мусульманская религия.

138.Религиозная вера - вера в реальное существование в Бога, в том числе как некой абстракт­ной идеи, наделенной определен­ными качествами, свойствами и связями; в возможность творения Им мира, духовного общения с Ним, реальность мифологических событий, наличие авторитетов.

139.Религиозная деятельность — часть общественной ду­ховной деятельности. Р. д. диффе­ренцируют на внекультовую и культовую. Внекультовая деятель­ность может выступать в предмет­но-практической, духовно-практи­ческой и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность — производство средств религиозного культа (ико­ны, свечи, кресты...). Духовно-практическая религиозная деятель­ность — миссионерство, препода­вание богословских дисциплин. Менеджментная деятельность в религиозных организациях, рели­гиозная пропаганда в СМИ, в се­мье. Духовно-теоретическая, вне-культовая деятельность по проду­цированию религиозных идей, систематизации и интерпретации богословских текстов, их коммен­тирование и разъяснение. Культо­вая форма Р. д. связана с удовлет­ворением верующими их религи­озных потребностей.

140. Ренессанс (от фр. renaissance – возрождение) – 1) Возрождение – период в куль­турном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах -XV-XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реа­листического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изоб­ретениями, а также пробуждением (“возрождением”) интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Бокаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Вин­чи и многие другие; период подъема, расцвета в развитии чего-либо; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.

141. Роботизацияразвитие автоматизации производства на основе промышленных роботов.

142. Рококо (фр. rococo) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причуд­ливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.

143. Секуляризация духовного мира (от ср.-лат. saecularis – светский) – 1) обраще­ние церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, се­куляризация школьного преподавания; 3) освобождение от церковного влияния (в обще­ственной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

144. Семиотика (от гр. semeiotike – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее на­звание комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая сим­волика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.

145. Семь чудес света – в представлении античного общества наиболее прославлен­ные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.; террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (так называемый Колосс родосский), около 292-280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э.

146. Синкретизм (от гр. synkretismos – соединение, объединение) – 1) слитность, не­расчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, напри­мер, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем.

147. Символизм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражаю­щий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иноска­зания, особая роль контекста в творческом методе символистов.

148.Симулякр (фр. simulacre-“подобие, видимость,призрак”)– образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Учение о симулякрах разработал Ж. Бодрийар. Cимулякр — это псевдовещь, замещающая “агонизирующую реальность” постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие, стирающей различия между реальным и воображаемым. Он занимает в неклассической постмодернистской эстетике то место, которое принадлежало в традиционных эстетических системах художественному образу. Если образность связана с реальным, порождающим воображаемое, то симулякр генерирует из чистой фантазии и хаотично соединенныхфрагментов культуры прошлого материал для создания форм массовой культуры и посмодернистского искусства.

149. Сионизм (по названию холма Сион близ Иерусалима) – идеология и обществен­ное движение, возникшее в конце XIX в. и провозгласившее своей целью возрождение еврей­ского национального самосознания и создание еврейского государства в Палестине; включа­ет ряд течений – социалистических, либеральных, националистических.

150. Система (от гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множе­ство закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, прин­ципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, един­ство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к орга­ническим системам высшего порядка.