Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 13 из 26)

151. Скоморохи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV-XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.

152. Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству.

153. Собор – 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в России XVI-XVII вв. (Земский собор, Вселенский собор); 2) крупный христианский храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана (например, Парижской Бо­гоматери собор).

154. Сословие – группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и пре­тендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом.

155. Софизм (гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажу­щееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логи­ки.

156. Соц-арт – одно из течений русского искусства 60-70-х гг. XX в. Оно появилось как реакция русских художников на американский поп-арт, проникавший в страну посред­ством многочисленных репродукций. Соц-арт стал первой попыткой сопоставления двух принципиально различных систем ценностей. В основе поисков московских художников ле­жали традиции русского авангарда. Первым представлением этого течения стала серия кар­тин московских художников В. Комара и А. Меланида, работавших вместе. Это были полот­на “Пачка сигарет”, “Лайка”, “Двойной портрет”, “Встреча Солженицына с Беллем на даче у Ростроповича”.

157. Социализация (от лат. socialis – общественный) – 1) процесс становления лич­ности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общ­ности, группе.

158.Социология культуры —наука, изучающая культуру с точ­ки зрения социальной природы: ее происхождения и функциони­рования на уровне общественных институтов.

159.Спонсорство —деятельность юридических лиц, т.е. организа­ций, по предоставлению денеж­ных субсидий, оказанию услуг, проведению работ в обмен на рек­ламу данной организации или ее товаров.

160.Субкультура (лат. sub ~ “под) — специфическая форма культуры, основанная на иерар­хии локальных ценностей опреде­ленной социальной группы или общности (возрастной, професси­ональной, идеологической...), но­сящая по отношению к господ­ствующим духовным ценностям подчиненный характер.

161. Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными офи­циальной православной церкви. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

162. Стилизация – 1) подражание внешним формам какого-либо определенного сти­ля, например, стилизация под классицизм; 2) подчинение художественного изображения условно упрощенным, орнаментальным формам; стилизация обычна в декоративно-прикладном искусстве.

163. Стиль (лат. stylus, от гр. stulos – стерженек для письма) – 1) идейно и художе­ственно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве опре­деленного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя; 3) функциональная разновидность литературного языка; особенности по­строения речи, словоупотребления; 4) способ осуществления чего-либо, отличающийся сово­купностью своеобразных приемов.

164. Стоицизм (по названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон, осно­ватель стоицизма) – 1) направление в античной философии, согласно которому задача мудре­ца – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму; римский стоицизм, в ко­тором преобладали идеалистические и религиозные воззрения и призывы к покорности судь­бе, оказал большое влияние на ранее христианство; 2) стойкость и мужество в жизненных ис­пытаниях.

165. Структурализм (лат. structura) – направление в гуманитарных науках (в лингви­стике, литературе, истории, этнографии и др.), связанное с использованием структурного ме­тода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации.

166. Субъект (лат. subjectum) – 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воз­действующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель каких-либо свойств, личность; 3) юридический субъект права – носитель прав и обязанностей; субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое; 4) логическое подлежащее, предмет суждения; 5) грамматическое подлежащее.

167. Суфизм (от ар. грубая шерстяная ткань, как атрибут аскета) – мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII-XIX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм.

168. Схоластика (от лат. scholastikos – ученый, школьный, от гр. schole – школа) – 1) средневековая религиозная философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; 2) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жиз­ни.

169. Сюрреализм (фр. surrealisme – буквально: сверхреализм) – сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве XX в., объявляющее своей задачей бесконтроль­ное, “автоматическое” воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.

170. Табу (полинез.) – 1) в доклассовом обществе система нравственных и религи­озных запретов, нарушение ко­торых, по суеверным представ­лениям древних людей, карается сверхъестественными силами. В ро­довой общине Т. регламентирова­ли важнейшие стороны жизни человека и прежде всего были направлены на соблюдение брач­ных норм (боязнь инцеста); 2) вообще – строгий запрет.

171.Танка, ламаистская икона в форме свитка с изображением на загрунтованном холсте одного или нескольких божеств.

172. Театр (гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художе­ственное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художе­ственной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.

173. Текст – (от лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или доку­мент, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без ри­сунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной запи­си; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки -лингвистики текста.

174.Тип (от греч.typos-отпечаток, образец, форма)-форма, которая составляет основу ряда расхожих или родственных индивидов; экземпляр или образец, который лучше всего представляет род или вид.

175.Творчество — деятельность по созданию качественно новых ду­ховных и материальных ценнос­тей, претворение в реальность прогрессивных идей.

176.Теория — научная форма обоб­щения фактов и выявления при­сущих им свойств, установление закономерностей в какой-либо области знания.

177.Теория культуры - состав­ная часть культурологии, основ­ным принципом которой являет­ся понятийный и категориальный инструментарий, используемый при изучении культуры.

178.Техника (греч. techne — искус­ство, мастерство) — совокупность материальных средств, механиз­мов, аппаратов, создаваемых для осуществления процесса произ­водства и удовлетворения быто­вых потребностей человека.

179.Типология- метод научного познания , в основе котрого лежит расчленение систем объектови их группировкаспомощью обобщений, идеализированной модели или типа.Т. опирается на выявление сходства и различия изученных объектов , на поиск и иднтификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов.

180.Типология культурной политики — “патерналистс­кая”, “популистская”, “эклекти­ческая”, “социодинамическая”.

Первый тип характеризуется сосредоточением нитей управле­ния в руках государства. Патер (от лат. patre — отец) — это смысло-образующий корень слова, ука­зывающий на такой тип взаимо­отношения государственных ин­ститутов и культуры, когда все предопределяется сверху.

Второй тип — это тип куль­турных взаимоотношений, пост роенный на свободном доступе к культурным ценностям. Регла­ментирующее начало в этом слу­чае отодвигается на второй план. Само слово (от лат. popularis) в переводе на русский язык озна­чает “народный”, “полезный на­роду”.

Третий тип эклектически свя­зан с различными формами ин­дивидуального потребления куль­турных ценностей. Эклектика (от лат. klektikos — выбирающий), дру­гими словами, в этом типе осу­ществления культурной полити­ки нет доминирующего принци­па или, правильнее сказать, он формируется интересами множе­ственных потребителей культуры. Последний, социодинамический тип реализации культурной поли­тики ориентирован на количе­ственные потребления культурных услуг и ценностей.