Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 14 из 26)

181.Типология культуры - ка­чественно-содержательная характе­ристика конкретно-исторических, этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и других форм культуры. Типологи­ческий принцип задает исследо­вателю колею теоретического дви­жения, определяет его ракурс и вектор в отборе и выстраивании конкретного материала. Осмысле­ние типа культуры, определение его статуса, смыслового наполне­ния детерминировано основопола­гающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и вследствие чего выявляются наиболее общие качественные черты.

1).Антропокосмогонический тип культуры — античные формы культуры, выражающие единство природно-космического и челове­ческого начал.

2).Демократически-технотрон­ный тип культуры — современная культура высокоразвитых цивили­заций, характеризующаяся дву­единым влиянием техники:пози­тивно-демократическое и нега­тивное. Научно-технический прогресс содействует расшире­нию социокультурного поля, при­общению к ценностям культуры широкой аудитории, благодаря совершенствованию коммуника­ционных средств. Вместе с тем развитие этого процесса усиливает диктат техники над духовным, порождая стереотипы восприятия и оценок, способствуя омассовлению культуры.

3).Индивидуально-прагматичес­кий тип культуры — система цен­ностей, сложившаяся в эпоху зре­лых буржуазных отношений, ког­да доминирующими становятся укрепления института частной собственности, прагматические интересы человека, личная ини­циатива, предприимчивость и це­леустремленность в приумноже­нии материальных благ.

4).Конкретно-исторический тип культуры — это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценно­стей. Представляется возможным выделить в современном культу­рологическом знании следующие исторические типы европейской культуры: природно-символичесий (древнейшие формы культу­ры), антропокосмогонический (ан­тичность), христианско-религиозный (средневековье), универсаль­но-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Ре­формация), рационально-норма­тивный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (роман­тизм), индивидуально-прагмати­ческий (2-я половина XIX в.), то­талитарно-бюрократический и де­мократически-технотронный, соответственно 1-я и 2-я полови­ны XX в.

5).Критико-просветительский тип культуры — культура, провозгла­шающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просвети­тельские, демократические идеа­лы.

6).Природно-символический тип культуры — ранние формы куль­туры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценно­стей в природных явлениях (растворенность духа в природе, по Н. Бердяеву).

7).Протестантско-реформист­ский тип культуры — культура, от­разившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-ре­форматорского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма. Протес­тантизм демократизировал цер­ковные традиции, реформация заложила основы свободомыслия и правового государства.

8).Рационально-нормативный тип культуры — культура, строго под­чиняющаяся и регламентируемая господствующей идеологией аб­солютизма, преимущественно ра­циональная и нормативная.

9).Романтически-утопический тип культуры — система мировоспри­ятия, возникшая в результате ра­зочарования итогами буржуазных революций в Европе, не оправ­давшими просветительских идей совершенствования человека и общества.

10).Тоталитарно-бюрократический тип культуры — преимуществен­но официальная культура, подчи­няющаяся строгим установкам господствующей идеологии. Изна­чальный принцип самостийно-органичного развития культуры окончательно вытесняется адми­нистративно-бюрократической формой ее организации и управ­ления, вследствие чего ущемля­ется и нивелируется личностное начало.

11).Универсально-гармонический тип культуры — культура эпохи Возрождения, утверждающая иде­алы гуманизма,титанизма, чело­веческого духа, универсальности, индивидуальности, органично воспринявшая и преобразовавшая духовные ценности древнегречес­кой античности.

12).Христианско-религиозный тип культуры — культура раннего и позднего средневековья, основан­ная на христианской доктрине (в первом случае в период укорене­ния православия, а во втором — католицизма).

182.Толерантность(лат.- tolerantia-терпимость)-терпимость индивида, группы к нормам и ценностям чужой культуры

183. Техника (от гр. technike – искусная, от techne – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы зна­ния и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строи­тельная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль науч­ного знания: общее техникознание, специальные технические науки.

184. Тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее “его род”) – форма рели­гии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальни­ком и покровителем рода.

185. Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ меж­ду природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму це­лесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа, и духовно преображенный человек.

186. Университет (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного зна­ния; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и науч­но-политических знаний (например, народный университет культуры).

187. Урбанизм (от лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. – тематика, связан­ная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.

188.Универсализация- обобщение , распространение на многих.

189. Феодализм (лат. feodum – феод, т. е. поместье, имущество, скот, деньги + владе­ние) – общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но на­ходятся в личном и экономическом подчинении господствующему классу, которому они от­дают феодальную ренту; земельная собственность выражается в том, что феодал “держит” землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора; права людей взаимно огра­ничены и неразрывно соединены с обязанностями; общественное сознание пронизано рели­гиозным мировоззрением; политическое господство осуществляет иерархически организо­ванное военное сословие; феодализм исторически предшествует капитализму.

190. Фестиваль (фр. festival, от лат. festivus – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыкального, театрального, кино и т. д.).

191. Фетишизм (фр. fйtichisme) – 1) религиозное поклонение фетишам; фетишизм – общий и постоянный элемент многих религий, например, в современных религиях: поклоне­ние иконам, мощам и т. п.; 2) слепое поклонение чему-либо; 3) товарный фетишизм – в марк­систской политэкономии – порожденное условиями товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, превратное представление о производ­ственных общественных отношениях между людьми как об отношениях между вещами (товарами); культ вещей, наделение их сверхъестественными свойствами, преклонение перед ними как перед воплощением силы, власти и господства.

193. Филармония (гр. phileф – люблю + harmonia – гармония) – I) учреждение, зани­мающееся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства; 2) концертный зал, в котором происходят концерты, организованные этим учреждением.

194.Философия культуры -система знаний о культуре, бази­рующаяся на методологии фило­софских наук: онтологии, гносе­ологии, эстетики, этики, семи­отики, аксиологии.

195.Функции культуры - воз­можности удовлетворения духов­ных потребностей человека и об­щества. Основные Ф. к.: гуманис­тическая, аккумулирующая, компенсаторная, коммуникатив­ная, эстетическая, познаватель­ная, воспитательная, духовно-ох­ранительная, символическая.

196. Фольклор (англ. folk-lore) – народное творчество, произведения, создаваемые на­родом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.).

197. Фрейдизм – учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессоз­нательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрей­да и его многочисленных последователей.

198. Футуризм (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в евро­пейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации; отсюда “динамическое”, совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или “высвобождение” звукового состава слова (“заумь”) в поэ­зии; итальянские футуристы эстетизировали как таковые силу, движение, войну; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания; формальные нов­шества футуристов отразились в конструктивизме.