Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 15 из 26)

199. Христианство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых ре­лигий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – бо­гочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения лю­дей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.

200. Ценности – характеристики объектов и процессов мира, имеющих положитель­ное или отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Ценности могут быть материальными и духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Высшей ценностью является сам человек. Он мера всех вещей.

201.Церковь или, храм (греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — здание для отправления христи­анских религиозных культов,

202. Цивилизация (от лат. civilis – гражданский) – 1) в культурно-исторической перио­дизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., – третья ступень общественного развития, следую­щая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом); 2) уро­вень развития культуры, характеризуемой преимущественно ее объектным материально-вещественным воплощением, отчуждением людей друг от друга и господством одних над другими.

203. Человек – наиболее общее понятие для обозначения как отдельного представите­ля рода Homo Sapiens, так и человечества в целом. Являясь телом природы, человек принци­пиально отличается от животных не только морфологически (рука, мозг, голосовые связки, прямохождение), но и способом существования – труд, творчество, социальное общение. Сущность человека можно понять только путем анализа его связей и отношений с другими в рамках конкретно-исторической организации общества.

204. Шаманизм – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъес­тественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных.

205. Шариат (ар.) – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право; исламский образ жизни и мышления.

206. Школа (лат. schola, от гр. schole) – 1) учебно-воспитательное учреждение; 2) систе­ма образования, выучка, приобретенный опыт; 3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принци­пов и методов.

207. Эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволю­ционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революцион­ном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах.

208. Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзи­стенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования чело­века, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало.

209. Эмпиризм (от гр. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувствен­ный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий теорий).

210. Эстетика (от гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) фи­лософская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное

содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо.

211. Этика (лат. ethica, от гр. ethos – обычай, характер) – 1) философское учение о мо­рали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) си­стема норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессио­нальной группы (например врачебная этика).

212. Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противо­положности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин “политеизм” (“многобожие”); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обря­дов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сфор­мировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.

213. Язык — средство коммуника­ции, общения, закрепления и пе­редачи информации, система знаков, с помощью которых че­ловек выражает свои мысли и чувства, познает мир и передает накопленный опыт другим поко­лениям. Языки разделяются на ес­тественные и искусственные, вербальные и невербальные, “жи­вые” и “мертвые”. “Язык — дом бытия” (Хайдеггер).

Вопросы к зачету.

1.Культурология как научная дисциплина

/Предмет цели задачи культурологии как науки.

Сущность, понятие культуры и функции культуры..

Основные культурологические школы..

Методы культурологических исследований/.

2.Общие свойства культуры:

/Картина мира, менталитет, цивилизация;

Нормы и ценности культуры

Коды и универсалии культуры

Толерантность и интолирантность.Открытость и замккнутость/.

3.Культура и природа.

/Аспекты взаимодействия/

4.Культура и личность.

/Аккультурация, инкультурация, социализация в культуре/.

5.Культура и общество:

/Этнические и национальные культуры; региональные культуры; массовая и элитарная культура; субкультура и контркультура/.

6.Культура как деятельность по освоению мира

/Культура и наука. Культура и искусство. Культура и техника. Культура и религия/

7.Типология культуры.

/Буддийский тип культуры, христианский тип культуры, исламский тип культуры./

8.Культура и глобальные проблемы современности.

/Традиции гуманизма. Сциентизм и технократизм. Постмодернизм.Универсализация. Глобальные проблемы современности. Глобализация и культура. Понятие о социокультурном кризисе.Культурная модернизация и ее формы/.

Тестовые задания к курсу «Культурология».

Тест №1

1. Целью культурологического исследования выступает:

а) понимание своей и иных культур;

б) целостность, системность и комплексность подхода к
изучению культуры;

в) эмпирическое описание культуры.

2. Семиотика изучает:

а) внутреннее строение знаковых систем;

б) знаковые системы как средство выражения смысла;

в) отношения знаковых систем с тем, кто их использует;

г) все перечисленное;

д) пункты а) и б).

3. Какие религии относятся к мировым?

а) зороастризм, синтоизм, даосизм;

б) буддизм, христианство, индуизм;

в) ислам, кришнаизм, бахаизм;

г) иудаизм, конфуцианство, мусульманство;

д) православие, католицизм, протестантизм;

е) буддизм, христианство, ислам.

4. Кто из мыслителей отождествлял понятия "цивилизация" и
"культура"?

а) Н.Бердяев;

б) Э.Тайлор;

в) О.Шпенглер;

г) все перечисленные.

Тест № 2

1. Кто считается основоположником культурной антропологии?

а) Т. Парсонс;

б) Ф. Боас;

в) А. Рэдклифф-Браун.

2. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие
"вторая природа"?

а) общество;

б) культура;

в) техника;

г) образование.

3. О какой только человеку присущей способности идет речь в
приведенном ниже отрывке: "... приобретенная сознанием способ­ность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как
предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и
своим специфическим значением, — способностью не просто поз­навать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что
знаешь" (П. Тейяр де Шарден)?

а) синкретизм;

б) рефлексия;

в) абстракция;

г) логика.

4. Какие существуют методы анализа культуры?

а) все перечисленные ниже;

б) сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический;

в) структурно-функциональный, семиотический;

г) морфологический, структуральный, диалогический.

5. Назовите имя американского социолога русского происхож­дения, автора концепции социокультурной динамики и исследова­теля социальной стратификации, который также занимался
проблемой типологии культур?

а) Н. Бердяев;

б) Н. Данилевский;

в) П. Сорокин;

г) А. Лосев.

6. Языки бывают:

а) вербальные и невербальные;

б) естественные и искусственные;

в) все перечисленное.

7. Выберите правильное высказывание:

а) Катарсис — очищение через сострадание и страх.

б) Катарсис —система норм, правил, господствующая в худо­жественном направлении.

в) Катарсис — гармония внешнего и внутреннего состояния

человека.

8. Какому из понятий соответствует следующее определение:
"Нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культу­ры"?

а) анимизм;

б) фетишизм;