профессора. -М.: МГИЭМ, 2004
Культурология: Программа курса./ Сост. Е.А.Бодина, Н.И.Музафарова. М.: МГПУ, 2000
Содержание семинарского цикла по курсу культурологии представлено 17 темами, органично дополняющими и углубляющими лекционную часть курса. Тематика семинарских занятий ориентирована на формирование представлений о культуре как об универсальном способе “обработки” естественной природы, социобиологической и психосоматической природы человека, как об одном из ключевых социальных регуляторов и способе бытия личности.
№ | Темы семинарских занятий | Кол-во часов |
1 | Основные культурологические школы XX вв. | 2 |
2 | Вклад русской культурологической мысли до и после 1917 года в развитие культурологии как науки. | 2 |
3 | Проблема преемственности в культуре. | 2 |
4 | Культура и государство. | 2 |
5 | Культура и наука | 2 |
6 | Искусство как чувственная сфера культуры. | 2 |
7 | Религиозные системы как сферы продуцирования и бытования культурных ценностей. | 2 |
8 | Историческая типология культуры | 2 |
9 | Индо-будийский тип культуры | 2 |
10 | Мусульманский тип культуры | 2 |
11 | Христианский тип культуры | 2 |
12 | Праздник как феномен культуры | 2 |
13 | Управление культурой | 2 |
14 | Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе | 2 |
15 | Постмодернизм современной российской культуры | 2 |
16 | Проблемы мировой культуры в контексте тотальной информатизации | 2 |
17 | Интеллигенция и культура современной России | 2 |
Тема проектной работы: | ||
* | “Россия: прошлое, настоящее, будущее культуры”. | 2 |
Всего | 36час |
Схема работы на семинарском занятии по предмету “Культурология”:
I.Деление на поисковые группы, которые состоят из :
1.“Менеджера”, ответственного, организующего презентацию материала:
-составляет план презентации;
-уточняет план презентации темы с преподавателем;
-распределяет сферы поиска ответов экспертам;
-контролирует выполнение;
-составление вопросов по выбранной теме;
*если не готова группа, проводит презентацию самостоятельно.
2.Докладчиков –“экспертов”, по теме выбранной проблемы:
-участие в составлении плана, главной идеи презентации;
-сбор и анализ материала по выбранному вопросу;
-Презентантация своего доклада в контексте коллективной идеи;
-составление словаря терминов по выбранной теме;
-составление вопросов по выбранной теме.
3.“Советника-консультанта” , по собираемому группой материалу к семинару:
-уточняет вопросы презентации (поиск дополнительной литературы, консультации с педагогом и т.д.)
- может рассматривать узко-специальные темы;
- ведет презентацию(представляет темы, комментирует отдельные фрагметы докладов и т.д.) ;
-составление словаря терминов по выбранной общей теме презентации.
2.Презентация выбранной темы семинара проходит
а) в форме:
-дискуссии, беседы на заданную тему с аудиторией;
-рассказа;
-игровой формы.
в) по содержанию:
-проблемный характер изложения.
с) с использованием методов
-объективности;
-анализа и изучения;
-систематизации;
-выявление общих механизмов и тенденций развития;
-сопоставления и др.
3.Время отводимое для презентации доклада:
-15-20 мин.
4.Отсутствие на семинарском занятии не освобождает от изучения пропущенной темы.
5.Этапы сдачи пропущенного семинара:
-прикрепление к одной из поисковых групп пропущенной темы;
-обсуждение материала с “менеджером”и “советником”;
-проработка вопросов для самоконтроля к семнарским занятиям;
-проработка основных терминов и понятий семнарским занятиям.
В течение семестра на семинарских занятиях проводится работа над учебным проектом: “Россия: прошлое, настоящее, будущее культуры”, в рамках которого рассматриваются следующие темы: “Россия современность и будущее в системе мировых культур”, “Русский путь развития в системе мировых культур”, “Особенности развития культуры поволжского региона”. Отчетность по проектной работе предполагает выполнение контрольных работ в форме написания статей, подготовки докладов, посещения памятников культуры Самарской области и т.д. Последний семинар предполагает - презентацию проектов.
Содержание практических занятий
Семинар№1 Основные культурологические школы и течения XX вв.
Темы докладов:
1.Культурологические школы как отражение многообразия научных подходов к феномену культуры.
2.Общественно-историческая школа
3.Натуралистическая школа
4.Социологическая школа
5.Символическая школа
6.Структуральная школа
7.Теологическая школа
Литература:
1. Гуревич. П. С. Культурология. М., 1994
2. Кармин А.С., Новикова Е.С.Культурология-СП-б:2004
3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.-М.,1983
4. Орлова Э.С. Введение в социальную и культурную антропологию.-М.,1994
5. Радугин А.А.Культурология
6. Соколов Э.В. Культурология.-М.,1994.
7. Структурализм “за” и “против”. М., 1975. Вступ. ст. С. 3-24.
8. Энциклопедический словарь по культурологи-М.,1997
Основные термины и понятия: социальный дарвинизм, сублимация, психоанализ, “социальная стратификация”, “социальная мобильность”, элита, миф, герменевтика, символ, душа культуры, структурализм, локальная культура.
Вопросы для самоконтроля:
1.Как происходило формирование разных культурологических
школ? Что такое школа в культурологии?
2. Ученые каких специальностей и кто именно способствовал формированию общественно-исторической школы в культуроведении?
4.В чем сходство и различие взглядов на культуру О. Шпенглера и
А.Дж. Тойнби?
5.Каких ученых объединяет натуралистическая школа и в чем состоят ее основные особенности?
6.Как рассматривали культуру 3. Фрейд и К.Г. Юнг и в чем заключаются сходства и различия их взглядов?
7.Охарактеризуйте подробнее работу 3. Фрейда “Недовольство
культурой”.
8.Что такое коллективное бессознательное и культурные архетипы
К. Г. Юнга?
9.Что такое этология и как она связана с теорией культуры?
10.К какой школе следует отнести Б. К. Малиновского и к чему
11.В чем видели истоки культуры представители социологической
школы и кто ее представлял?
12.Что такое теория культурных элит и какие ученые ее создали и
разделяли?
13.Каков вклад в культурологию П. Сорокина?
14.Какие культурологические идеи выдвигали А. Вебер и Т. Пар
сонс?
15.Как возникла символическая школа и кто ее представлял?
16.Как вы понимаете выражение “символическая Вселенная” и кто
его использовал?
17.В чем заключались взгляды К. Леви-Строса на “примитивные”
культуры Можно ли объяснять происхождение и развитие культуры лишь
способностью человека к символизации?
19.
·Темы для творческой работы:
1.М.Вебер о религии.
2. З.Фрейд и психоанализ об искусстве.
3. Структурализм и постструктурализм о культуре.
Семинар№2: Вклад русской культурологической мысли до и после 1917 года в развитие культурологии как науки.
Темы докладов:
1. “Русская идея” как культурно-мировоззренческое понятие в XXв.( К. Н. Леонтьева, Соловьёв Вл. С.,Г.П.Федотов,Н.О.Лосский,Л.П.Карсавин и др.)
2. Евразийство как культурно-мировоззренческое понятие XXв.(Н.С.Трубецкой,Г.В.Вернадский,П.П.Сувчинский,А,Ф.Лосев, Л.Н.Гумилев, Ю.М.Лотман,Д.С.Соложеницин и др.)
3. Человек, культура и цивилизация в концепции Н. А.Бердяева.
4. Человек, культура и религия в концепции П.А.Флоренского.
5. Концепция нравственности Л.Шестова
6. Д.С.Лихачев поборник культурного единства человечества.
Литература:
1. Артемьева Т.В., Микешин М.И. Европейская идентичность и российская ментальность // Вопросы философии. 2002. № 2.
2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
3. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.
4. Георгиева ГС. Русская культура. История и современность.
Учебное пособие. М., 2001.
5. ГумилевЛ.Н. От Руси к России. М., 1992.
6. Гуревич. П. С. Культурология. М., 1994
7. ЕрыгинА.Н. Восток — Запад — Россия. Ростов-на-Дону, 1993.
8. ЛихачевД.С. Декларация прав культуры // Культурология.
9. Есин А.Б. Введение в культурологию. М., 1999.
10. ЛихачевД.С. О русской интеллигенции//Новый мир.№2.1993
11. Ильин И. О грядущей России. М., 1993.
12. Чубайс И.Б. Россия и Европа: идейно-идентификационный анализ // Вопросы философии. 2002. № 10.
13. Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т,
М., 1994.
14. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1-2.
15. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли (часть 2: Свойства этноса; часть 6: Пассионарность в этногенезе). Л., 1989.
16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1987.
17. Евразийство: за и против, вчера и сегодня // Вопросы фило-софии. 1995. № 6.