Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов (стр. 22 из 26)

б) имидж;

в) коллаж;

9. Как переводится греческое слово, лежащее в основе термина
"экономика"?

а) натуральный обмен;

б) продажа товаров;

в) домашнее хозяйство.

10. Какие архетипические знаки включает в себя схема Мандалы?

а) круг и квадрат;

б) крест и сегментарный восьмиугольник;

в) все перечисленные.

Тест № 23

1. Кто из мыслителей понимал„духовную культуру человечества
как постепенное выявление творческой силы "мирового разума";
воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах куль­
туры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно поз­нает себя как их творца?

а) Э. Тайлор;

б) Г. Гегель;

в) Н. Бердяев;

г) А. Тойнби.

2. Немецкий философ А. Гелен считал, что:

а) единство культуры определяется биологической однород­ностью людей;

б) культура является частью организма любого человека;

в) в каждом человеке имеется "культурообразующая энергия";

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме б).

3. Как М. Вебер называет процесс, включающий в себя 1)
вытеснение случайных, аффективных или рутинных действий,
мотивов; 2) преодоление отклонений от основной линии действия
и поведения; 3) последовательное упорядочивание этого действия,
планирование и накопление результатов?

а) разумность;

б) рационализация;

в) идеализация;

г) идентификация.

4."Общая теория действия" ( создателем которой является Т. Парсонс) в структуре человеческой деятельности выделяет "ситуацию" и "деятеля", отношения между которыми включают:

а) адаптацию к окружающей среде и целеполагание',

б) оценку ситуации и обеспечение согласованного взаимодействия в обществе;

в) передвижение культурных импульсов;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме в).

5. Кто из мыслителей выделял три типа культур: "автономную",
"гетерономную", "теономную"; считал необходимым создание теологии культуры, которая должна преодолеть противоположность
между религией и культурой?

а) В. Дильтей;

б) П. Тиллих;

в) И. Гердер;

г) Л. Фробениус.

6. Синергетика полагает, что для самоорганизации, структурирования системы необходиммо наличие двух противоположных начал. Какие это начала?

а) начало, созидающее структуры, наращивающее неоднород­
ность за счет работы источника, и начало, размывающее, рассеива
ющее неоднородность;

б) порядок и диссипативное начало (хаос);

в) оба положения верны.

7. Кто из философов, понимая культуру как особую опытную сферу, где единичные явления соответствуют определенным цен
ностям; является создателем учения о ценностях; выделил шесть
основных категорий ценностей, соотнеся их с шестью сферами
бытия: логика—истина, эстетика— красота, мистика—
безличная святость, этика — нравственность, эротика — счастье, религия —личная святость?

а) Г. Риккерт;

б) Г. Зиммель;

в) Г. Гегель;

г) В. фон Гумбольдт.

8. Современный французский философ Ж. Эллюль считает:

а) техника в XX столетии превратилась в новую искусственную
среду обитания человека, вытеснив при этом старую природную;

б) основными характеристиками техносферы выступают авто­номность и самодетерминированность; она представляет собой
замкнутую на себя систему, которая может определяться независимо
от человеческого вмешательства;

в) формирование техносферы идет путем накопления способов
и средств; логика ее развития подчинена причинности, а не конечной цели;

г) все перечисленное.

9. Выберите правильное высказывание:

а) Реализм —течение в литературе и искусстве, для которого характерны культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация.

б) Реализм—правдивое, объектиное отражение реальной действительности на языке того или иного искусства. 10. В структуре религии выделяется:

а) религиозное сознание,

б) религиозный культ;

в) религиозная организация;

г) все перечисленное.

д) все перечисленное, кроме в).

Тест № 24

1. Кто из современных представителей культурной антропо­логии стоит на позиции "культурного материализма", рассматривает первобытную культуру и современную цивилизацию как форму приспособления человека к окружающей среде, отстаивает примат хозяйственной культуры в жизни этноса?

а) А. Моль;

б) М. Харрис;

в) К. Леви-Строс;

г) М. Ландманн.

2. Выберите правильное высказывание:

а) "Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме".
(Л. Уайт)

б) "Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм,
определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи
символов; она возникает в результвте деятельности групп людей,
включая ее воплощение в средствах... Культурные системы могут
рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности
людей, а с другой — как ее регуляторы." (А. Кребер и К. Клакхон)

в) Оба высказывания правильны.

3. Маргинальность — это:

а) понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность"
положения человека между какими-либо социальными группами,
что накладывает определенный отпечаток на его психику;

б) понятие, обозначающее гармоничное сочетание в жизни
человека норм, правил и образа жизни двух различных культур.

4. В качестве основания типологизации культур могут быть
выбраны:

а) ценностные основания;

б) основания социального действия;

в) формационное основание;

г) историко-географическое основание;

д) существуют различные принципы типологии культуры; ими
выступают определенные совокупности показателей, включающие
в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами. Таких оснований может быть
несколько, сами исследовательские задачи диктуют необходимый
набор показателей, которые выступают основанием для той или
иной типологии культур.

5. Как переводится с греческого слово, от которого происходит
термин "экология"?

а) природа;

б) дом, жилище;

в) чистота.

6. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер —
что объединяет эти имена?

а) это ученые — сторонники концепции "постиндустриального
общества";

б) это известные политические деятели стран Западной Европы;

в) это революционеры-марксисты.

7. Вербальные языки — это:

а) языки, в основе которых лежит слово;

б) языки мимики и жеста;

в) языки, основанные на звуковых и цветовых сигналах.

8. Назовите русского православного богослова, автора работ
"Сын человеческий", "Истоки религии", "Магизм и единобожие",
"Дионис, Логос, Судьба":

а) С. Булгаков;

б) В. Соловьев;

в) А. Мень;

г) П. Флоренский.

9. Как в допетровской Руси называли инженера?

а) розмысл;

б) родомысл;

в) мастер;

г) инженер.

10. Что означает термин "сциентизм"?

а) форма первобытных религиозных верований;

б) абсолютизация роли науки в системе культуры;

в) философское направление, признающее разум основой поз­нания и поведения людей.

Тест № 25

1. В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения культура обличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая "естественные" человеческие связи. "Культурные народы" воспринимались как испорченные" и "морально развращенные", им противопоставлялась "чистота и простота нравов" первобытных народов?

а) И.Г. Гердер;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) М.В. Ломоносов;

г) Т. Мор.

2. Теоретическими предпосылками культурологического знания
выступают:

а) этнология и история культуры;

б) культурная и социальная антропология;

в) культурфилософия и культурпсихология;

г) все перечисленное.

3. Какому научному направлению соответствует следующее
определение культуры: "Совокупность всех наследственных инфор­мации, способов их организации и сохранения"?

а) морфологическому;

б) семиотическому;

в) функционалистскому;

г) диалогическому.

4. Кому из мыслителей принадлежит следующее высказывание:
" Человек четыре раза отправлялся от новой основы. Сначала от
доистории, от ... прометеевской эпохи ... Во втором случае от
возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого
времени... В четвертом —от научно-технической эпохи..."?

а) В. Дильтею;

б) Ж. Сартру;

в) А. Камю;

г) К. Ясперсу.

5. Кому принадлежит следующее высказывание: "Заминирован­
ное поле с непредсказуемыми местами взрыва и весенняя река,
несущая свой мощный, но направленный поток —два зрительных
образа, возникающих в сознании историка, изучающего динами­
ческие — взрывные и постепенные процессы" в культуре?

а) С. Аверинцеву;

б) А. Лосеву;

в) М. Бахтину;

г) Ю. Лотману.

6. Примером символического знака может служить:

а) мандала;

б) любая математическая функция;

в) "Черный квадрат" К. Малевича;

г) все перечисленное;

д) все перечисленное, кроме б).

7. Термин "техногенность" означает:

а) технизацию окружающей среды;

б) предпочтение научного и технического развития;

в) технически оптимальную рациональную организацию
производства и всей жизни;

г) все перечисленное.

8. Кем из мыслителей была разработана концепция

"постиндустриального общества"?

а) Д. Белл ом;

б) Р. Китом;

в) Р. Арре;

г) С. Пуфендорфом.

9. Кто из мыслителей трактовал религию как фактор, обес­
печивающий целостность общества, его интегрирующую силу?

а) В. Хесле;

б) Э. Дюркгейм;

в) 3. Фрейд;

г) Э.Б. Тайлор.

10. Назовите американского мыслителя, выдвинувшего и обос­новавшего следующую идею: в современном буржуазном обществе социальная природа рабочего класса изменилась, по своему уровню он стал приближаться к инженерному персоналу. Поскольку он не может быть движущей силой революции, возглавить политическую борьбу способна лишь интеллигенция, и студенчество, как самый эксплуатируемый класс, должно стать основной силой революции: